вторник, 25 января 2011 г.

Как начать играть балканскую музыку

Пишется все это только от того, что мне самому хочется начать ее играть. :) Помимо прослушивания музыки, пытаюсь найти какие-нибудь полезные материалы в интернете. На форуме гитаристов нашел обсуждение самых азов, которые я ниже расскажу по-русски.

Ниже на четырех сканах находятся материалы семинара по балканской музыке, который посетил тот товарищ с форума (картинки кликабельны).






































Конечно, это не полное руководство, а только небольшие наброски. Сам я практически уверен, что эти ноты могут дать лишь приблизительное понимание того, как это должно звучать. Однако, до поездки в Сербию еще много времени, и я надеюсь успеть хотя бы чему-то научиться. :)

Традиционная балканская музыка базируется на турецкой модальной теории музыки из Османской империи. В этой системе больше используются так называемые пентахорды, или макамы (makam, maqam), а не лады, которые простираются по всей октаве. Рассмотрим на примере, что представляет собой пентахорд. Допустим, у нас есть лад D мажор: D E F# G A B C# D. Если мы возьмем первые пять ступеней этого лада, то есть D E F# G A, то и получим пентахорд. Понятие пентахорда отражает тот факт, что данные пять нот связаны логически. Конечно, таким же способом можно получить не только пентахорды, но и тетрахорды, гексахорды и пр.

Во время импровизации или в других случаях, когда вам необходимо получить ноты выше квинты пентахорда, вы просто добавляете другой пентахорда на "вершину" первого. Так, например, на первой строке страницы 1 вы можете видеть макам Rast в G, который по существу представляет собой пентахорд обычного мажорного лада. Если вам нужно больше нот, чем в этом пентахорде, вы можете добавить другой макам Rast в D. Или даже вы можете играть совсем другой макам, так же помещая его на "вершину" первого. Основная идея тут - думать обо всех этих макамах как частях ладов и всегда помнить сам оригинальный макам.

Небольшое замечание о пометках "partial flat", т. е. частичное понижение ноты. Конечно, мы в принципе можем думать об этом как о четверть-тоне. Однако, в балканской и турецкой музыке пространство между полутоном делится на 9 частей. Поэтому это частичное понижение может означать и понижение на 1/9, и на 3/9, и на 4/9, и т. п. По всей видимости это может меняться от одного региона к другому.

Ритм в балканских танцах намного более сложен, чем те ритмы, которые мы привыкли видеть в западной музыке. Собственно, посмотрите на ноты. :) Как и в других случаях при использовании нечетного метра, он может интерпретироваться как группы из двух или трех долей. Например, в ритме Pajdushko на странице два имеется 5 долей в такте. При этом доли группируются по схеме 2+3. В ритме Ruchenica - 7 долей в такте. Схема группировки - 2+2+3. А в ритме Lesno также 7 долей, но схема группировки другая - 3+2+2.

На последних страницах можно найти несколько музыкальных примеров. Обратите внимание на знаки альтерации при ключе проставлены очень странно: есть и бемоли, и диезы одновременно. Это не баг, а фича, которая сразу же в начале песни задает используемый макам.

Если у кого-то есть дополнительная информация по балканской музыки, то пишите в комментариях. Как и автору оригинального поста на гитарном форуме, мне это тоже очень интересно.

2 комментария:

  1. Круто! Бесценная информация

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению не видно оригинала нот

    ОтветитьУдалить