воскресенье, 11 апреля 2010 г.

Классическая гармония. №2. Гармонизация мелодии главными трезвучиями

Итак, наконец-то я нашел время, чтобы продолжить тему гармонии.

В прошлом посте я говорил, что надо проанализировать кусок какой-то пьесы. Можно сказать, что я так и не успел это сделать. :) А с другой стороны все-таки приходится анализировать то, что сам играешь... Но суть не в этом, а в другом. Сейчас на пару абзацев пойдет некоторое философствование и общие выводы. Кому нужны только примеры по гармонизации и мои наблюдения по этому вопросу, могут эти абзацы почти безболезненно пропустить. :)


Для анализа мелодии (и в музыке вообще) надо уметь быстро строить трезвучия на тонике, субдоминанте и доминанте (поскольку предполагается, что других мы пока не знаем, хотя ясно, что в реальных пьесах все много сложнее и интереснее, но это все будет в будущем изучаться), а также их обращения. Все это означает, что также надо уметь узнавать эти аккорды на нотном стане. Анализ мелодии - это просто анализ тех нот, из которых она состоит, по отношению к аккордовому аккомпанементу. Вообще, конечно, анализ может быть разным, но пока речь идет только об этом. Как и пишут в "бригадном" учебнике, звук может быть аккордовым или неаккордовым. Последние разделяются на задержания, проходящие, вспомогательные и предъемы. Подробности в книжке. Ясно, что всю эту науку можно использовать для создания своих мелодий, в импровизации. Это отдельная тема, на занятиях ей пока не занимались. Но сам я пробую строить какие-то лики в блюзовом ладу... Об этом, наверное, напишу когда-нибудь в будущем, хотя тут вроде как все интуитивно и так должно быть понятно.

Второй момент - это то, что без фортепиано не обойтись. Может, я что-то и не понимаю, но я не вижу, чем его заменить. Гармошка (даже хроматическая) - для гармонии бесполезна. Гитара - может быть, годится. Я не могу тут категорически утверждать, так как нет у меня большого опыта игры на гитаре. Но тем не менее, тот факт, что одну и ту же ноту можно взять разными способами и то же самое для аккордов, говорит мне, что трудно изучать гармонию с помощью гитары. К тому же совсем непонятно, как играть уже гармонизированное четырехголосное произведение... Оно, конечно, можно, но сам я пока с трудом узнаю ноты на гитарном грифе, и не с первого раза могу нужную позицию поставить, так что мне этот вариант не подходит. Хотя вообще-то аккорды на гитаре я сейчас изучаю, но, имхо, я их изучаю лишь, чтобы играть, а не чтобы понять. Чтобы понять - уроки гармонии и фортепиано. Таким образом, был куплен синтезатор. Мне на нем не выступать, поэтому взят был Casio CTK-3000. Главная фишка в нем - активная клавиатура. Конечно, это не рояль и не электропиано за 30000 рублей и более, но вроде как для изучения гармонии и вообще игры вполне годится. (Да, при этом вообще есть есть еще одно место, куда я думаю ходить хотя бы пару раз в неделю и играть на реальном пианино.)

Ведь и раньше думал, брать или не брать... Но пока речь шла только о сольфеджио, можно было выкручиваться. А если учить гармонию, то надо строить аккорды, играть их, слушать и т. д. - короче, надо хотя бы немного освоить фортепиано. Так теперь и живу: по 1 или 2 часа на фортепиано и гармонику, а на гитару - все, что останется, когда есть время. Короче, гитара - для расслабления и отдыха. :)

А теперь переходим собственно к гармонизации главными трезвучиями. Для этого надо было прочитать и понять темы 1 -4 "бригадного" учебника. В конце темы 4 идут задания. На настоящий момент эта тема уже завершена. Я долго думал, как вообще обо всем этом рассказывать, т. к. несколько глупо пересказывать каждый урок. Да и вообще нельзя ставить целью этой серии постов - серьезно научить гармонии. Для этого нужен преподаватель, коим я не являюсь. Поэтому решил сделать так: ниже идут сканы с решений задач по гармонизации из темы 4. Не берусь утверждать, что там все идеально правильно, но тем не менее все это довольно близко к правде, т. к. было или сделано на занятии или проверено преподавателем. После сканов идут комментарии.

Альбом: Гармония

Альбом: Гармония
То, что зачеркнуто, - это неправильно, на это не надо смотреть. Всякие знаки вопроса и т. п. тоже не играют большой роли.

Все ниже изложенные комментарии не претендуют на абсолютную истину, а лишь сообщают о некоторых моих наблюдениях, о ошибках, которые делал, и т. п. :)

1) Чтобы комфортно себя чувствовать при гармонизации, надо знать тональности, в которых гармонизируешь. Для этого вообще-то есть сольфеджио, но так как я сам не донца все тональности изучил, то пришлось много-бемольно-диезные тональности изучать самому. Садимся за клавиатуру, играем ноты тональности вверх и вниз, называем их про себя, запоминаем ступени. Важно быстро стоить аккорды на тонике, доминанте и субдоминанте. Для этого проигрываем арпеджио этих аккордов, называя ноты, затем проигрываем сразу аккорд, запоминаем. И так для каждого аккорда. Естественно, при этом надо также надо хорошо ориентировать в скрипичном и басовом ключе, уметь быстро находить нужные ноты. Это вообще довольно важное умение. Если вы помните, что в до мажоре тоническое трезвучие - это  до, ми, соль, но минут пять думаете, как будет оно же в соль мажоре, то это очень неудобно и плохо.

2) В выше приведенных задачах мелодия излагается в сопрановом голосе. Вообще это может быть и не так, но у нас так. :)

3) Как известно, аккорды у нас излагаются в 4 голосах. Так вот, надо помнить, что бас всегда должен удваиваться. В начале я об этом иногда забывал и удваивал, например, терцевый тон.

4) Мелодия не всегда кончается на тонику. Это, конечно, интересно. Было несколько таких примеров. Правда, тут у нас только дилемма: мажор или параллельный минор. Вопрос решается исходя из общего строения мелодии, тяготения, возможности гармонизации в мажоре или миноре. Кстати, был один пример, в котором можно было начать мелодию в миноре, а завершить уже в параллельном мажоре, но этим не воспользовались, догармонизировали в миноре.

5) Минор обычно гармонический. Это означает, что в качестве доминанты используется мажорный аккорд D с повышенной терцией, а не d, который используется редко. Где-то половину заданий я об этом изредка забывал и не ставил, где нужно, диезы или бекары, но в последних примерно 5 заданиях с этим все ОК.

6) Важно помнить о необходимости сохранять тесное или широкое расположение на протяжении всей мелодии (собственно, это не закон природы :), а условие задания, но его надо выполнять). Об этом легко забыть, я так и делал несколько раз.

7) Нельзя допускать перекрещивания голосов. Например, представьте, что бас у нас находится в ре малой октавы, а тенор в фа# малой октавы и на следующем такте мы ведем бас вверх в ля, а тенор тоже вверх в си. Так делать нельзя, потому что бас как бы перепрыгивает старое положение тенора в фа#. Соответственно, это сказывается на звучании. Ну, само собой разумеется, что нельзя делать так, что тенор окажется ниже баса.

8) Пишут в книжке, что бас не рекомендуются прыжки баса на квинту. Но он прыгает иногда! Пожалуй, с этим ничего нельзя сделать, т. к. преподаватель такие прыжки тоже допускает. Кроме того, звучит-то все это не ужасно, а это главное. Вообще надо помнить, что гармония эта классическая, но мы то привыкли уже много к чему. Собственно, никого уже не смущает каденция в блюзе D-S-T-D, хотя по канонам классической гармонии субдоминанта после доминанты это - жуткий грех. 

9) Параллельных квинт надо избегать. Практика показывает, что великие композиторы не всегда руководствовались этим правилом, но все-таки исключения лишь подтверждают его. Собственно, пишу это лишь потому, что сам частенько забывал проверить гармонию на параллельные квинты, чаще всего их там не оказывалось, но один раз были.

Вот, пожалуй, и все на этот раз. Следующая тема - перемещение аккорда, тема 5 в учебнике. Я уже ее прочитал, но буду еще дальше разбираться. На втором скане в самом конце приведено решение первой задачи. Основная идея тут в том, что если у нас мелодия топчется на месте, то мы можем разнообразить аккорды гармонии, если же мелодия ведет себя активно, то вполне может хотеться оставить на некотором участке мелодии один и тот же аккорд, но изложенные разными звуками, что и называется перемещением аккорда. Но об этом в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий