Практически все, кто начинает учиться играть на гармонике, сразу же тянутся к табам, в лучшем случае - к нотам к различным популярным мелодиям и пр. Довольно дурацкая идея, если ставить целью - научиться играть хотя бы на среднем уровне. Но в этом и беда гармоники, что можно научиться выдувать воздух примерно из 1 - 3 отверстий и уже играть "импровизации". Например, на трубе довольно долго приходится учиться выдувать одиночные ноты, а затем еще управлять их высотой и тембром. С трубой еще все плохо тем, что нельзя много заниматься: если вы сегодня поиграете 4 часа за день, то завтра не сможете даже ноту взять. Это я, конечно, о новичках. На гармонике все проще - имея свободное время, можно достаточно быстро нарастить технику. Например, если бы я с самого начала занимался правильно и целеустремленно, то текущего уровня мог бы достичь не за 2.5 года, а за 1 или 1.5 года. Вообще весь этот текст потому и написан, что я в самом начале не уделял этому большого внимания. Наверное, многие поступают так же.
Так вот, общий принцип освоения гармоники, про который, кажется, нигде не пишут, - это "разделяй и властвуй". Главная идея - на начальном этапе обучения не осваивать все техники подряд, не рваться вперед, следить, чтобы все упражнения получались максимально качественно. Конечно, я так не делал. :) Когда в школе Стива Бейкера было написано, делайте упражнения на аккорды, я их делал, наверное, секунд 30. Когда изучал блокировку губами, то едва научившись, сразу полез играть какие-то мелодии... Но это все неправильно, и в последствии пришлось дорабатывать много навыков.
Проблема тут в том, что даже если мы чему-то научились, то эти навыки в самом начале не закреплены, и играя мелодии или что-то вроде этого, когда используется сразу несколько навыков, мы начинаем терять контроль над ними. В результате ничего хорошего не получается. Смотрите сами. Гармоника требует контроля над целым рядом физических процессов. Во-первых, вы должны дышать. И при этом при игре вдохи чередуются с выдохами, что уже довольно нетипичное поведение с точки зрения большинства других духовых инструментов. И это не говоря о том, что дыхание должно быть правильным, диафрагмальным. Во-вторых, мы должны научиться блокировке губами, чтобы гармоника находилась довольно глубоко в рту, при этом мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, нижняя челюсть должна быть максимально опущена. В-третьих, при игре мы двигаем гармонику во рту, и для начала довольно неочевидно, как определять на какое расстояние передвинуть гармонику для получения правильной ноты. В-четвертых, мы должны артикулировать ноты во время игры. Это самые основы, которые нужны для нормальной игры самых простейших мелодий.
Звучит это довольно устрашающе, так как освоение всех этих приемов и координация их во время игры - это дело непростое. Собственно, это доказывается тем фактом, что существуют "музыканты", которые думают, что могут купить гармонику, холдер, и через два часа подыгрывать своей гитаре... Чтобы не обидеть поклонников Боба Дилана напишу, что уровень исполнения при этом не велик...
Поэтому-то и надо стараться, чтобы освоение каждого из этих приемов проходило в независимости от остальных. Основа - это правильное дыхание. Смотрим видео на эту тему, слушаем преподавателя, дышим. Когда появляется какое-то представление о дыхании, можно брать гармонику и играть аккордами. Это даже почти те же упражнения на дыхание, но не только. Важно следить, чтобы не было излишнего напряжения мышц во время игры. Поэтому-то и стоит начинать с игры аккордами, что при этом меньше шансов начать напрягаться и получить тонкий звук, чем при попытках сразу начать играть одиночными нотами. После того, как стал получаться хороший звук на аккордах, можно переходить к различным типам артикуляции этих же аккордов. По большому счету для начала хватит артикуляционных слогов "та" и "ка".
И только после этого можно переходить к блокировке губами и языком. Представьте, что вы до этого уже долго играли аккордами, изучили артикуляцию, понимаете, какой звук должен быть у гармонике (я имею в виду открытый, правильный, не зажатый звук на аккордах), понимаете, какое положение челюсти, насколько расслаблены мышцы лица и пр. и пр. А теперь для блокировки губами остается только чуть-чуть сдвинуть уголки рта, а для блокировки языком - нащупать правильное положение языка на "лишних" отверстиях. Но опять приходится следить, чтобы язык и губы не напрягались. Правда, у вас есть критерий, по которому можно проверять себя, - это ощущения с предыдущего этапа при игре аккордами. Главное - общее ощущение расслабленности должно оставаться.
Этот список шагов можно продолжить, но для этого надо написать еще несколько килобайтов текста. :) Основная ограниченность онлайн-школ или каких-то самоучителей - это уплотненность информации. Я имею в виду то, что на первой странице может говориться про диафрагмальное дыхание, на второй - уже про одиночные ноты, а на третьей - про бенды. Аналогично часто бывает с видео уроками. Да даже если все говорится правильно, достаточно информативно, то у начинающего всегда есть желание (=лень) отработать все упражнения "примерно" и начать играть мелодии. Но на самом деле так не бывает. Упражнение или отработано, или нет. И если плохо отработаны отдельные навыки игры, то при их одновременном использовании во время исполнения мелодии все будет еще хуже.
Конечно, есть навыки, которые не получить в течение двух-трех дней. Например, долго вырабатывается хорошее вибрато, скорость игры тоже повышается постепенно, упражнения на развитие ритма приходится делать постоянно во время обучения. Да и диафрагмальное дыхание также будет развиваться постоянно при дальнейших занятиях. Но все-таки надо помнить, что в начале нельзя тренировать все подряд сразу, нельзя рассчитывать на то, что в реальной мелодии все станет лучше, если этого не было в отдельных упражнениях. И всегда полезно вернуться назад, к простым упражнениям, если какой-то элемент техники не получается. Играете упражнения, тренируете отдельно вибрато, бенды, артикуляцию, разные типы блокировки и т. д. Как достигаете приличного уровня, можете соединять все вместе. :)
Так вот, общий принцип освоения гармоники, про который, кажется, нигде не пишут, - это "разделяй и властвуй". Главная идея - на начальном этапе обучения не осваивать все техники подряд, не рваться вперед, следить, чтобы все упражнения получались максимально качественно. Конечно, я так не делал. :) Когда в школе Стива Бейкера было написано, делайте упражнения на аккорды, я их делал, наверное, секунд 30. Когда изучал блокировку губами, то едва научившись, сразу полез играть какие-то мелодии... Но это все неправильно, и в последствии пришлось дорабатывать много навыков.
Проблема тут в том, что даже если мы чему-то научились, то эти навыки в самом начале не закреплены, и играя мелодии или что-то вроде этого, когда используется сразу несколько навыков, мы начинаем терять контроль над ними. В результате ничего хорошего не получается. Смотрите сами. Гармоника требует контроля над целым рядом физических процессов. Во-первых, вы должны дышать. И при этом при игре вдохи чередуются с выдохами, что уже довольно нетипичное поведение с точки зрения большинства других духовых инструментов. И это не говоря о том, что дыхание должно быть правильным, диафрагмальным. Во-вторых, мы должны научиться блокировке губами, чтобы гармоника находилась довольно глубоко в рту, при этом мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, нижняя челюсть должна быть максимально опущена. В-третьих, при игре мы двигаем гармонику во рту, и для начала довольно неочевидно, как определять на какое расстояние передвинуть гармонику для получения правильной ноты. В-четвертых, мы должны артикулировать ноты во время игры. Это самые основы, которые нужны для нормальной игры самых простейших мелодий.
Звучит это довольно устрашающе, так как освоение всех этих приемов и координация их во время игры - это дело непростое. Собственно, это доказывается тем фактом, что существуют "музыканты", которые думают, что могут купить гармонику, холдер, и через два часа подыгрывать своей гитаре... Чтобы не обидеть поклонников Боба Дилана напишу, что уровень исполнения при этом не велик...
Поэтому-то и надо стараться, чтобы освоение каждого из этих приемов проходило в независимости от остальных. Основа - это правильное дыхание. Смотрим видео на эту тему, слушаем преподавателя, дышим. Когда появляется какое-то представление о дыхании, можно брать гармонику и играть аккордами. Это даже почти те же упражнения на дыхание, но не только. Важно следить, чтобы не было излишнего напряжения мышц во время игры. Поэтому-то и стоит начинать с игры аккордами, что при этом меньше шансов начать напрягаться и получить тонкий звук, чем при попытках сразу начать играть одиночными нотами. После того, как стал получаться хороший звук на аккордах, можно переходить к различным типам артикуляции этих же аккордов. По большому счету для начала хватит артикуляционных слогов "та" и "ка".
И только после этого можно переходить к блокировке губами и языком. Представьте, что вы до этого уже долго играли аккордами, изучили артикуляцию, понимаете, какой звук должен быть у гармонике (я имею в виду открытый, правильный, не зажатый звук на аккордах), понимаете, какое положение челюсти, насколько расслаблены мышцы лица и пр. и пр. А теперь для блокировки губами остается только чуть-чуть сдвинуть уголки рта, а для блокировки языком - нащупать правильное положение языка на "лишних" отверстиях. Но опять приходится следить, чтобы язык и губы не напрягались. Правда, у вас есть критерий, по которому можно проверять себя, - это ощущения с предыдущего этапа при игре аккордами. Главное - общее ощущение расслабленности должно оставаться.
Этот список шагов можно продолжить, но для этого надо написать еще несколько килобайтов текста. :) Основная ограниченность онлайн-школ или каких-то самоучителей - это уплотненность информации. Я имею в виду то, что на первой странице может говориться про диафрагмальное дыхание, на второй - уже про одиночные ноты, а на третьей - про бенды. Аналогично часто бывает с видео уроками. Да даже если все говорится правильно, достаточно информативно, то у начинающего всегда есть желание (=лень) отработать все упражнения "примерно" и начать играть мелодии. Но на самом деле так не бывает. Упражнение или отработано, или нет. И если плохо отработаны отдельные навыки игры, то при их одновременном использовании во время исполнения мелодии все будет еще хуже.
Конечно, есть навыки, которые не получить в течение двух-трех дней. Например, долго вырабатывается хорошее вибрато, скорость игры тоже повышается постепенно, упражнения на развитие ритма приходится делать постоянно во время обучения. Да и диафрагмальное дыхание также будет развиваться постоянно при дальнейших занятиях. Но все-таки надо помнить, что в начале нельзя тренировать все подряд сразу, нельзя рассчитывать на то, что в реальной мелодии все станет лучше, если этого не было в отдельных упражнениях. И всегда полезно вернуться назад, к простым упражнениям, если какой-то элемент техники не получается. Играете упражнения, тренируете отдельно вибрато, бенды, артикуляцию, разные типы блокировки и т. д. Как достигаете приличного уровня, можете соединять все вместе. :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий