вторник, 8 февраля 2011 г.

Классическая гармония. №5. Скачки терций

Довольно логично, что помимо плавного ведения голосов иногда позволяется перемещать их скачком. Идея тут простая: терцию одного аккорда можно повести в терцию другого (напомню, что пока мы знаем только тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия). В таком случае для аккордов, находящихся в квартово-квинтовом отношении (то есть для переходов T-S, S-T, T-D, D-T) происходит скачок на кварту или квинту. Скачки терций могут происходить как в сопрано, так и в теноре (скачки в альте не применяются, так как при этом между голосами будут образовывать интервалы больше октавы, что является неправильным).

1) Скачки в сопрано - самая интересная вещь, с помощью которых можно разнообразить мелодию. Важно лишь помнить, что при восходящем скачке расположение аккорда меняется на широкое, а при нисходящем - на тесное. Для начала при гармонизации можно подписывать такие смены расположения, а потом уже к этому привыкаешь.

2) Скачки в теноре на мой взгляд несут больше вспомогательную роль. Расположение аккорда при этом тоже меняется: при нисходящем скачке становится широким, при восходящем - тесным (чтобы убедиться в этом достаточно лишь немного посмотреть на примеры в учебнике).

Вот и всё. Как указано выше, скачки терций в альте не допускаются. Быть может, у кого-то возникнет вопрос, почему рассматриваются только скачки терций: а как же примы и квинты? Тут все очень просто. Примы, то есть басы аккордов, и так скачут при каждой смены аккорда. А теперь посмотрим, что будет, если квинты начнут скакать, как терции. Допустим в до мажоре у нас тоническое трезвучие переходит в доминантовое. При этом прима идет в приму, а квинта, как мы и хотим проверить, идет в квинту, то есть "до" и "соль" из тонического трезвучия переходят в "соль", а "ре" доминантового трезвучия. Но при это же очевидно, что как была между этими голосами квинта, так она и осталась. Это называется движением голосов параллельными квинтами, и это запрещено в учебном курсе гармонии. Потому что звучит "пусто" и т. п. На самом-то деле можно делать и параллельные квинты в определенных условиях и в определенных стилях музыки, но пока можно считать, что все-таки нельзя. :)

Примеры гармонизации ниже (задание 86, двух последних номеров нет, так как тему я уже освоил и делать их было лень).


Следующая тема "Каденции. Период. Предложение" в принципе не несет ничего особо нового для практикующего музыканта, а также для того, что уже осилил предыдущие темы по гармонии. В принципе эта тема всего лишь теоретическое обобщение в новых терминах всего того, что уже должно быть изучено на практике. Но тем не менее, небольшие комментарии к ней я напишу чуть позже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий