Важный вопрос, который волнует передовое человечество, - осилим ли мы оверблоу и овердро, или они осилят нас? Собственно, я не претендую на то, что я умею хорошо делать овербенды... Но есть люди, которые умеют это делать. Причем научились они этому не за бесконечное время. Это и многое другое внушает надежду, что и остальным простым смертным это окажется под силу.
Один из самых первых вопросов, который возникает, а надо ли использовать эти техники звукоизвлечения. Это зависит от того, какую музыку вы хотите играть. Например, вы можете счастливо играть чикагский блюз, даже не помышляя ни о каких оверах... Но вкусы и музыкальные предпочтения у всех различны, как показала практике в том же блюзе можно с успехов использовать овербенды. Конечно, звучать это будет не похоже на классическую "чикагу", но, между прочим, люди в том числе этого и добиваются... Кроме того, если сама физика подарила нам (хотя и со скрипом) хроматический звукоряд на диатонической гармонике, то почему же не использовать все ноты из него? :)
Все это, а также постоянно продолжающееся увлечение джазом, привело меня к мысли, что надо учиться играть овербенды. Сразу скажу, что тогда не было известно практически ничего про альтернативные строи и пр. То есть, конечно, кто-то что-то знал, информация где-то была на английском языке, но не было в обществе того интереса, который возник примерно за последние полгода - год. Сейчас с этим все намного лучше. И в некотором смысле альтернативные строи снимают с повестки дня проблему овербендов, но не до конца. Подробнее о некоторых альтернативных строях я расскажу в конце статьи.
Итак, когда я решил играть овербенды, я, конечно, начал с оверблоу. В то время у меня была еще некастомизированная Golden Melody, на которой я и учился. Сейчас я советую хотя бы уменьшить гепы на том отверстии, где вы пробуете делать оверблоу, но тогда мне было страшновато делать даже это. Видимо, отчасти потому, что делать овеблоу я стал очень рано. Как показала практика, на практике мне это совсем было не нужно, потому что были проблемы с бендами и с ритмом. Я и сейчас считаю, что можно начать делать оверблоу лишь после того, как сможешь более-менее нормально сыграть несколько блюзов...
Но тем не менее, тогда у меня получилось сделать оверблоу лишь после нескольких попыток. Сначала я заклеивал скотчем выдоховый слот платы, собирал гармонику и пробовал делать оверблоу по аналоги с бендов на выдох. Если ничего не получается, то надо уменьшить геп вдохового язычка. Этот геп вообще может быть очень мал: уменьшайте его до тех пор, пока вдох с атакой языком (слог "та") на этом язычке не приводит к тому, что язычок затыкается. Это значит, что геп должен быть все-таки чуть-чуть больше. Путем небольшого числа итераций вы выставите такой маленький геп, при котором язычок не затыкается при вдохе с атакой.
Затем вы срываете скотч с выдохой платы и выставляете геп для выдохового язычка так же, как и для вдохового. То есть геп должен быть очень мал, но при этом выдох с атакой не должен приводить к затыканию. Это, конечно, условно, так как при оверблоу вы хотите достигнуть обратного: заткнуть выдоховый язычек при выдохе. То есть, с одной стороны язычок должен нормально работать, а с другой стороны вы должны уметь его затыкать как можно быстрее. Звучит, может быть, заумно, но тут надо самому попробовать это сделать: через какое-то время должно стать понятно, чего надо добиваться.
После регулировки обоих гепов пробуйте плавно делать оверблоу. Это значит, что вы должны начать делать как бы бенд на выдох. При этом вы должны почувствовать, что выдоховый язычок перестает звучать, и воздух начинает с шипением или свистом проходить через гармонику. Следующий этап - заставить звучать вдоховый язычок. Для этого надо вспомнить, как вы его заставили звучать при заклеенном скотчем выдоховом слоте. Конечно, это все непросто. Думаю, можно и в деталях расписать ощущения, положения языка, челюсти и пр, но, я думаю, что если человек уже научился делать бенды на вдох и на выдох, то овербенды не составят большой проблемы. Пробовать надо на отверстиях 4, 5 или 6. Наверное, на каком-то из них будет получаться лучше, чем на других, потому что гармоника некастомизированная.
Отсюда вытекает следующая мысль - вы должны научиться кастомизировать свои гармоники. На настоящий момент мне хватает эмбосинга, эмбосинга у заклепки, гепинга и ваксинга. Есть и другие технологии, но их я пока не использую. Однако, задумываюсь о скупинге. Обо всем этом можно посмотреть на видео канале Джима, на overblow.com и почти во всех остальных частях Вселенной.
Да, ковырять гармонику в первый раз страшно. Но есть Silver Star! Купите-таки его и немного поиграйте. Почувствовали, насколько он плох? В этот же момент принимайтесь за его кастомизацию: если сломаете, вам совсем будет не жалко его. :) Но задача-то в том, чтобы не сломать, а максимально улучшить гармонику. Собственно, тот же сильверстар можно довести почти до приличного уровня...
Начинать надо с просмотра видео, статей, посещения мастерклассов по кастомизации, задавания вопросов на форумах и пр. На первое время вам точно хватит обычного эмбосинга (без эмбосинга у заклепки) и правки гепов. Помните, что главная задача - уменьшить потери воздуха через щели между язычком и краями слота. Лучше эмбосить медленно и аккуратно, чтобы не заклинить сильно язычок в слоте.
В дальнейшем все это будет развиваться по спирали. Откастомизировав гармонику, вы обнаружите, что можете лучше делать оверблоу. При дальнейшем развитии техники вы поймете, что нужно более тщательно делать эмбосинг (в том числе и у заклепки), поймете, какие гепы нужны именно вам, чтобы и язычки не затыкались, когда не надо, и оверблоу брались быстро и удобно. Лично я некоторые свои гармоники перекастомизировал уже раза три, после того как узнавал что-то новое или понимал, что в прошлом недостаточно хорошо делал эмбосинг...
Главное, помните, что всегда найдутся люди, которые скажут, что оверблоу у вас не получаются, свистят, или вы не попадаете в ноты, или что вам вообще это не надо, так как есть куча музыки, которая играется без оверблоу. Мое мнение - к этим замечаниям надо прислушиваться, но игнорировать их. :) Да, именно так. Конечно, если люди говорят, что ваш звук - говно, то скорее всего так оно и есть. Но это вообще не повод совсем бросать овербенды. Ваши проблемы в полной мере можете почувствовать только вы, поэтому надо быть самокритичным. Если у вас сильно плавает ритм, то это повод временно "забить" на оверы. Если вы совсем промахиваетесь мимо нот при бендах, то это тоже повод отложить оверы на потом. С другой стороны и ритм, и контроль тона при бендах можно совершенствовать вечно, поэтому, наверное, можно приступать к овербендам, если вы можете на среднем уровне сыграть несколько блюзов и не испытываете никаких душевных потрясений, если в мелодии встречается множество бендов как на вдох, так и на выдох. :)
На мой взгляд важная идея состоит в том, что к овербендам нельзя относиться как к дополнительным нотам. Эти ноты такие же равноправные участники мелодии, как и обычные вдохи и выдохи и бенды. При игре мелодии мы не можете использовать такой подход, что, если, например, в какой-то мелодии встречается второй бенд на третьем отверстии, то мы начинаете учиться его делать, а другие бенды не тренируете. Чтобы научиться нормально играть, надо учиться делать все бенды, играть мелодии, в которых бенды используются часто и на разных отверстиях. Отчасти именно поэтому любители блюза зачастую опережают в гармошечной технике тех, кто равнодушен к блюзу. С овербендами такой же подход: вы должны как можно чаще встраивать их в свою игру, только так можно научиться непринужденно играть эти ноты.
Так же как блюз способствует развитию техники бендов, для развития техники овербендов я рекомендую играть классику, джаз и любую другую сложную музыку, в которой вам встречаются овербенды. Джаз полезен еще и тем, что для импровизации вам по-любому придется разучивать различные лады, в которых точно встретятся оверблоу (а кроме того и множество разнообразных бендов, что также способствует развитию техники). Лишь начав изучать джазовые темы и импровизировать, а также при игре классики (кому что более интересно), можно двигаться по пути улучшения техники. Если вы не будете регулярно на практике использовать новые приемы игры, то вы им никогда и не научитесь.
Самое первое, с чем я столкнулся, - это вообще трудность быстро и без скрипа взять оверблоу. Со временем гармоники стали кастомизироваться лучше, амбушюр стал более расслабленным, стало больше опыта и на сегодня этой проблемы практически нет. Другая серьезная проблема - точное интонирование. Если у вас хорошо откастомизированная гармоника, то, например, при оверблоу на шестом отверстии (гармоника в C) вы можете точно взять Bb. Но вы также можете взять ноту между A и Bb. А еще вы можете взять ноту между Bb и B, взять B, между B и C и т. д. на сколько вам позволяет техника и гармоника. Также ясно, что промежуточных нот, например, между Bb и B может быть несколько: одна из них это blue third нужная для игры блюза во второй позиции... На самом деле возможность брать эти промежуточные ноты - это крутейшая особенность диатоники, но вам реально придется попотеть, чтобы научиться правильно интонировать овербенды: если вам нужна Bb, а вы по неопытности возьмете овербенд на 6 отверстии на четверть-тона ниже, то может случиться беда. :) Поэтому надо всегда записывать, что вы играете, и затем корректировать тон. Отдельный момент - это тембр овербендов. В этом вам помогут в основном жевательное вибрато и различные эффекты обработки звука (я пока использую только дилей, преамп и комбик).
Не могу сказать, что я сейчас полностью доволен своей техникой. С правильным интонированием овербендов, да и бендов тоже, еще предстоит много заниматься. Но с другой стороны очевидно, что после того, как я начал чаще использовать овербенды, они уже не кажутся чем-то фантастически трудным. Месяца 4 назад, до того, как я начал более активно играть джаз, мне было значительно труднее брать эти ноты... Так что тут, как и почти во всем, главное - упорство и регулярность занятий.
Про овердро практически нельзя сказать ничего нового, что не сказано про оверблоу. В принципе берется оно несколько иначе, из-за того, что в работе участвуют короткие язычки, делать овердро несколько труднее, но не очень сильно по сравнению с оверблоу. Подготовка гармоники точно такая же, как и для оверблоу. Лично я начал активно тренировать овердро на 7 отверстии всего пару недель назад. Сначала я мог взять эту ноту вне музыкального контекста, но вообще не мог играть в музыке. Потом начал тренировать игру музыкальных фраз с овердро в замедленном темпе - потихоньку стало получаться, темп увеличивается. В любом случае, учитывая пройденный опыт с оверблоу, я не вижу ничего сверхсложного в том, что надо просто привыкнуть к использованию овердро.
Как я писал выше, некоторые альтернативные другие строи на диатонике позволяются сыграть все ноты хроматического звукоряда без использования овербендов. Но тут есть свои тонкости. Например, строй diminished является довольно растянутым, во многих нужных позициях тоники попадают на бенды, что заставляет брать их очень точно. Строй augmented требует очень точного контроля бендов на вдохе на полтона и на тон на всех отверстиях, а на высоких отверстиях с короткими язычками это довольно трудно. Со строем true harmonic та же история: бенды на полтона на отверстиях выше 7 довольно трудны. Строй true chromatic требует только бендов на вдох и оверблоу для получения всех недостающих нот. Так или иначе, без сложностей не обойтись, что бы вы не выбрали.
Совсем другая альтернатива овербендам - это клапанные бенды, которые можно использовать как на гармонике в строе Рихтера, так и на гармониках в других строях, где ранее нужны были овербенды. Насколько можно судить по наилучшим мировым исполнителям на гармонике, эта техника пользуется меньшей популярностью, чем овербенды, но, может быть, когда-то это соотношение и изменится. Лично я сам собираюсь в будущем попробовать полуклапанную диатонику, как только доклею эти чертовы клапаны. :)
Один из самых первых вопросов, который возникает, а надо ли использовать эти техники звукоизвлечения. Это зависит от того, какую музыку вы хотите играть. Например, вы можете счастливо играть чикагский блюз, даже не помышляя ни о каких оверах... Но вкусы и музыкальные предпочтения у всех различны, как показала практике в том же блюзе можно с успехов использовать овербенды. Конечно, звучать это будет не похоже на классическую "чикагу", но, между прочим, люди в том числе этого и добиваются... Кроме того, если сама физика подарила нам (хотя и со скрипом) хроматический звукоряд на диатонической гармонике, то почему же не использовать все ноты из него? :)
Все это, а также постоянно продолжающееся увлечение джазом, привело меня к мысли, что надо учиться играть овербенды. Сразу скажу, что тогда не было известно практически ничего про альтернативные строи и пр. То есть, конечно, кто-то что-то знал, информация где-то была на английском языке, но не было в обществе того интереса, который возник примерно за последние полгода - год. Сейчас с этим все намного лучше. И в некотором смысле альтернативные строи снимают с повестки дня проблему овербендов, но не до конца. Подробнее о некоторых альтернативных строях я расскажу в конце статьи.
Итак, когда я решил играть овербенды, я, конечно, начал с оверблоу. В то время у меня была еще некастомизированная Golden Melody, на которой я и учился. Сейчас я советую хотя бы уменьшить гепы на том отверстии, где вы пробуете делать оверблоу, но тогда мне было страшновато делать даже это. Видимо, отчасти потому, что делать овеблоу я стал очень рано. Как показала практика, на практике мне это совсем было не нужно, потому что были проблемы с бендами и с ритмом. Я и сейчас считаю, что можно начать делать оверблоу лишь после того, как сможешь более-менее нормально сыграть несколько блюзов...
Но тем не менее, тогда у меня получилось сделать оверблоу лишь после нескольких попыток. Сначала я заклеивал скотчем выдоховый слот платы, собирал гармонику и пробовал делать оверблоу по аналоги с бендов на выдох. Если ничего не получается, то надо уменьшить геп вдохового язычка. Этот геп вообще может быть очень мал: уменьшайте его до тех пор, пока вдох с атакой языком (слог "та") на этом язычке не приводит к тому, что язычок затыкается. Это значит, что геп должен быть все-таки чуть-чуть больше. Путем небольшого числа итераций вы выставите такой маленький геп, при котором язычок не затыкается при вдохе с атакой.
Затем вы срываете скотч с выдохой платы и выставляете геп для выдохового язычка так же, как и для вдохового. То есть геп должен быть очень мал, но при этом выдох с атакой не должен приводить к затыканию. Это, конечно, условно, так как при оверблоу вы хотите достигнуть обратного: заткнуть выдоховый язычек при выдохе. То есть, с одной стороны язычок должен нормально работать, а с другой стороны вы должны уметь его затыкать как можно быстрее. Звучит, может быть, заумно, но тут надо самому попробовать это сделать: через какое-то время должно стать понятно, чего надо добиваться.
После регулировки обоих гепов пробуйте плавно делать оверблоу. Это значит, что вы должны начать делать как бы бенд на выдох. При этом вы должны почувствовать, что выдоховый язычок перестает звучать, и воздух начинает с шипением или свистом проходить через гармонику. Следующий этап - заставить звучать вдоховый язычок. Для этого надо вспомнить, как вы его заставили звучать при заклеенном скотчем выдоховом слоте. Конечно, это все непросто. Думаю, можно и в деталях расписать ощущения, положения языка, челюсти и пр, но, я думаю, что если человек уже научился делать бенды на вдох и на выдох, то овербенды не составят большой проблемы. Пробовать надо на отверстиях 4, 5 или 6. Наверное, на каком-то из них будет получаться лучше, чем на других, потому что гармоника некастомизированная.
Отсюда вытекает следующая мысль - вы должны научиться кастомизировать свои гармоники. На настоящий момент мне хватает эмбосинга, эмбосинга у заклепки, гепинга и ваксинга. Есть и другие технологии, но их я пока не использую. Однако, задумываюсь о скупинге. Обо всем этом можно посмотреть на видео канале Джима, на overblow.com и почти во всех остальных частях Вселенной.
Да, ковырять гармонику в первый раз страшно. Но есть Silver Star! Купите-таки его и немного поиграйте. Почувствовали, насколько он плох? В этот же момент принимайтесь за его кастомизацию: если сломаете, вам совсем будет не жалко его. :) Но задача-то в том, чтобы не сломать, а максимально улучшить гармонику. Собственно, тот же сильверстар можно довести почти до приличного уровня...
Начинать надо с просмотра видео, статей, посещения мастерклассов по кастомизации, задавания вопросов на форумах и пр. На первое время вам точно хватит обычного эмбосинга (без эмбосинга у заклепки) и правки гепов. Помните, что главная задача - уменьшить потери воздуха через щели между язычком и краями слота. Лучше эмбосить медленно и аккуратно, чтобы не заклинить сильно язычок в слоте.
В дальнейшем все это будет развиваться по спирали. Откастомизировав гармонику, вы обнаружите, что можете лучше делать оверблоу. При дальнейшем развитии техники вы поймете, что нужно более тщательно делать эмбосинг (в том числе и у заклепки), поймете, какие гепы нужны именно вам, чтобы и язычки не затыкались, когда не надо, и оверблоу брались быстро и удобно. Лично я некоторые свои гармоники перекастомизировал уже раза три, после того как узнавал что-то новое или понимал, что в прошлом недостаточно хорошо делал эмбосинг...
Главное, помните, что всегда найдутся люди, которые скажут, что оверблоу у вас не получаются, свистят, или вы не попадаете в ноты, или что вам вообще это не надо, так как есть куча музыки, которая играется без оверблоу. Мое мнение - к этим замечаниям надо прислушиваться, но игнорировать их. :) Да, именно так. Конечно, если люди говорят, что ваш звук - говно, то скорее всего так оно и есть. Но это вообще не повод совсем бросать овербенды. Ваши проблемы в полной мере можете почувствовать только вы, поэтому надо быть самокритичным. Если у вас сильно плавает ритм, то это повод временно "забить" на оверы. Если вы совсем промахиваетесь мимо нот при бендах, то это тоже повод отложить оверы на потом. С другой стороны и ритм, и контроль тона при бендах можно совершенствовать вечно, поэтому, наверное, можно приступать к овербендам, если вы можете на среднем уровне сыграть несколько блюзов и не испытываете никаких душевных потрясений, если в мелодии встречается множество бендов как на вдох, так и на выдох. :)
На мой взгляд важная идея состоит в том, что к овербендам нельзя относиться как к дополнительным нотам. Эти ноты такие же равноправные участники мелодии, как и обычные вдохи и выдохи и бенды. При игре мелодии мы не можете использовать такой подход, что, если, например, в какой-то мелодии встречается второй бенд на третьем отверстии, то мы начинаете учиться его делать, а другие бенды не тренируете. Чтобы научиться нормально играть, надо учиться делать все бенды, играть мелодии, в которых бенды используются часто и на разных отверстиях. Отчасти именно поэтому любители блюза зачастую опережают в гармошечной технике тех, кто равнодушен к блюзу. С овербендами такой же подход: вы должны как можно чаще встраивать их в свою игру, только так можно научиться непринужденно играть эти ноты.
Так же как блюз способствует развитию техники бендов, для развития техники овербендов я рекомендую играть классику, джаз и любую другую сложную музыку, в которой вам встречаются овербенды. Джаз полезен еще и тем, что для импровизации вам по-любому придется разучивать различные лады, в которых точно встретятся оверблоу (а кроме того и множество разнообразных бендов, что также способствует развитию техники). Лишь начав изучать джазовые темы и импровизировать, а также при игре классики (кому что более интересно), можно двигаться по пути улучшения техники. Если вы не будете регулярно на практике использовать новые приемы игры, то вы им никогда и не научитесь.
Самое первое, с чем я столкнулся, - это вообще трудность быстро и без скрипа взять оверблоу. Со временем гармоники стали кастомизироваться лучше, амбушюр стал более расслабленным, стало больше опыта и на сегодня этой проблемы практически нет. Другая серьезная проблема - точное интонирование. Если у вас хорошо откастомизированная гармоника, то, например, при оверблоу на шестом отверстии (гармоника в C) вы можете точно взять Bb. Но вы также можете взять ноту между A и Bb. А еще вы можете взять ноту между Bb и B, взять B, между B и C и т. д. на сколько вам позволяет техника и гармоника. Также ясно, что промежуточных нот, например, между Bb и B может быть несколько: одна из них это blue third нужная для игры блюза во второй позиции... На самом деле возможность брать эти промежуточные ноты - это крутейшая особенность диатоники, но вам реально придется попотеть, чтобы научиться правильно интонировать овербенды: если вам нужна Bb, а вы по неопытности возьмете овербенд на 6 отверстии на четверть-тона ниже, то может случиться беда. :) Поэтому надо всегда записывать, что вы играете, и затем корректировать тон. Отдельный момент - это тембр овербендов. В этом вам помогут в основном жевательное вибрато и различные эффекты обработки звука (я пока использую только дилей, преамп и комбик).
Не могу сказать, что я сейчас полностью доволен своей техникой. С правильным интонированием овербендов, да и бендов тоже, еще предстоит много заниматься. Но с другой стороны очевидно, что после того, как я начал чаще использовать овербенды, они уже не кажутся чем-то фантастически трудным. Месяца 4 назад, до того, как я начал более активно играть джаз, мне было значительно труднее брать эти ноты... Так что тут, как и почти во всем, главное - упорство и регулярность занятий.
Про овердро практически нельзя сказать ничего нового, что не сказано про оверблоу. В принципе берется оно несколько иначе, из-за того, что в работе участвуют короткие язычки, делать овердро несколько труднее, но не очень сильно по сравнению с оверблоу. Подготовка гармоники точно такая же, как и для оверблоу. Лично я начал активно тренировать овердро на 7 отверстии всего пару недель назад. Сначала я мог взять эту ноту вне музыкального контекста, но вообще не мог играть в музыке. Потом начал тренировать игру музыкальных фраз с овердро в замедленном темпе - потихоньку стало получаться, темп увеличивается. В любом случае, учитывая пройденный опыт с оверблоу, я не вижу ничего сверхсложного в том, что надо просто привыкнуть к использованию овердро.
Как я писал выше, некоторые альтернативные другие строи на диатонике позволяются сыграть все ноты хроматического звукоряда без использования овербендов. Но тут есть свои тонкости. Например, строй diminished является довольно растянутым, во многих нужных позициях тоники попадают на бенды, что заставляет брать их очень точно. Строй augmented требует очень точного контроля бендов на вдохе на полтона и на тон на всех отверстиях, а на высоких отверстиях с короткими язычками это довольно трудно. Со строем true harmonic та же история: бенды на полтона на отверстиях выше 7 довольно трудны. Строй true chromatic требует только бендов на вдох и оверблоу для получения всех недостающих нот. Так или иначе, без сложностей не обойтись, что бы вы не выбрали.
Совсем другая альтернатива овербендам - это клапанные бенды, которые можно использовать как на гармонике в строе Рихтера, так и на гармониках в других строях, где ранее нужны были овербенды. Насколько можно судить по наилучшим мировым исполнителям на гармонике, эта техника пользуется меньшей популярностью, чем овербенды, но, может быть, когда-то это соотношение и изменится. Лично я сам собираюсь в будущем попробовать полуклапанную диатонику, как только доклею эти чертовы клапаны. :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий