понедельник, 13 февраля 2012 г.

Ещё раз о пользе и вреде табов для гармоники

Недавно начал осваивать гармонику в строе diminished. Поскольку с техникой звукоизвлечения там нет никаких извращений, пока в основном играю мажорные лады и упражнения к ним во всех 12 тональностях. Конечно, запомнить аппликатуру сразу практически невозможно, поэтому пробовал записывать упражнения в нотах, к которым дописывал аппликатуру в виде табов. Этот подход имеет как некоторые преимущества, так и недостатки.

Вообще, эти идеи можно обобщить на изучение гармоники с любым строем, в том числе и обычным рихтеровским. Конечно, я последовательно выступаю за отказ от использования только табов, поскольку это очень неточный способ записи музыки. Но использование табов совместно с нотами на каком-то этапе вполне допустимо. Так же допустим и вполне реален полный отказ как от нот, так и от нот с табами и т. п.

Но тут конкретно я расскажу о том, что может дать комбинация нот с табами.



Преимущество у таких табов, насколько я понял, только одно - возможность довольно быстро улучшить некоторые технические приемы на гармонике. Выгода в том, что не нужно каждый раз вспоминать, как, например, играется D# или Eb, все лады и упражнения к ним записываются нотами, под нотами записываются табы - в итоге "качается" дыхание, попадание в одиночные ноты, игра интервалов, бенды, разные способы атаки, различные штрихи, и пр. При этом на ноты можно совсем не отвлекаться после того, как усвоен правильный ритм в упражнениях.

Однако со временем появляются и недостатки, которые вытекают из того, что при игре по табам происходит сосредоточение на технике, а не на содержании музыкального материала. Думаю, что основная проблема тут в том, что если акцентироваться на табах, то теряется визуальное представление нот в упражнениях. Кому-то это, может, совсем не нужно, но с другой стороны, если уж использовать ноты для обучения и во время игры, то, "наверное", надо бы на них смотреть. И этого как раз не происходит, если вы играете по табам.

То есть для исполнителя "по табам" гамма "до" мажор - это "+1 -1 -2' -2 -3' +4 -4 +5", а для исполнителя "по нотам" - это "до ре ми фа соль ля си до", нарисованные на нотном листе. На практике это выглядит так, что когда вы играете по табам вы видите "+1" и делаете выдох на первом отверстии, затем вы видите "-1" и делаете вдох на первом отверстии, потом "-2'" - делаете бенд на вдохе на втором отверстии и т. д. Конечно, при этом в сознании создаётся некоторая связь между техническим приёмом (вдох, выдох, бенд) на некотором отверстии и звуком. Но с другой стороны, когда вы играете упражнения только по нотам, это может дать много больше: вы видите нарисованную ноту "до", можете про себя пропеть её и затем сделать выдох на первом отверстии, видите "ре", мысленно поёте её и играете вдох на первом отверстии и т. д.

Разница значительная. При игре по табам звуки, которые издаёт гармоника, ассоциируется с символами "+1", "-1", "-2'" и т. д. И в голове исполнителя только и будут эти "+1" и "-1". При игре по нотам, когда звучит нота "до", вы можете видеть её визуальное представление (насколько она высока или низка по отношению к другим нотам), можете мысленно пропеть её до игры и во время игры. Если вы хотите научиться импровизировать, то это жизненно важное умение. В этом случае табы явно оказываются лишним промежуточным звеном, потому что во время импровизации алгоритм такой: мысленно пропел ноту -> идентифицировал её -> сыграл. И происходит это очень быстро.

Правда, всё это можно успешно делать и без использования нот. Запоминаешь звук и как его извлечь - вот и всё. Но, имхо, это позволительно, если ты можешь по 10 часов каждый день отдавать музыке и постигать все на слух, своим опытом, без изучения и применения формальностей нотного языка. Но когда время ограничено, то разумно структурировать всю эту информацию. Кроме того, ноты на бумаге дают ещё одно представление зависимости между ними.

Использовать ноты или нет - личное дело каждого, но во время игры на гармонике всегда нужно заранее знать о том, какой звук вы будете играть в следующий момент, а не о том, что нужно будет сделать выдох, вдох или бенд на каком-то отверстии.

ЗЫ. Не претендую на абсолютную истину в этом вопросе. По крайней мере это моё собственное понимание табов и того, как они влияют на изучение музыки. Если есть какие-то альтернативные точки зрения пишите в комментариях. :)

5 комментариев:

  1. Я все равно играю по нотам на диминишд :). Странно, может быть, но паттерны отходят на задний план. Хотя удобно очень для визуализации гамм и арпеджио. К сожалению, нет времени никак довести до ума и переписать картинки в свой блог. Самый оптимальный вариант для меня - это каркас из пентатоники и добавление нот в контексте темы, которую играю. Самое главное, как я уже неоднократно писал - это ИНТОНИРОВАНИЕ бендов, над чем не перестаю работать:).
    Кстати говоря, такой же "парадоксальный эффект" обнаружил я когда перестроил гитару в квартовый строй( первые 2 струны до и фа). Казалось бы, перестроил именно для облегчения количества "паттернов", а в итоге обнаружил, что играю именно по нотам, а не в паттернах и позициях.

    ОтветитьУдалить
  2. После мучений на обычном рихтере интонирование бендов на полтона - не такая уж большая проблема. К тому же, применяя эквалайзер, тут проще сгладить неточности.

    А что ты понимаешь под паттернами? Например, точно, что надо заучивать движения терциями, квартами, квинтами, секстами, септимами, триады, арпеджио на гамме и пр. Плюс отдельно заучиваются каденции, некоторые фразы, цитаты из различных тем и соло. Думаю, без этих паттернов очень тяжело. Если ко всему этому добавить осмысленное построение мелодии в соло, то будет хорошо. :)

    ОтветитьУдалить
  3. под паттернами, я имею ввиду не совсем это:), а то, что некую "одинаковость" строя, что позволяет сократить варианты, например арпеджио или расположения интервала до одного варианта

    ОтветитьУдалить
  4. По-моему это тоже не самое главное. Основное - легкость игры в разных ладах. То есть сейчас я не приду в ужас от того, что на гармонике в C мне нужно будет сыграть Eb мажор. Не то, чтобы я совсем не мог так сделать на рихтере, но это было непросто, и игра была не очень комфортная...

    Плюс ещё чем хорошо: учишь ты, например, до мажор, поделал упражнения, через какое-то время переключаешься на ми бемоль мажор, но аппликатура остаётся та же самая, только с другого отверстия. Конечно, есть отличия, но с другой стороны, изучая ми бемоль мажор, ты тем самым автоматически почти повторяешь упражнения для до мажора.

    В общем, выгоды много. Правда, это уже конкретно к diminished гамрошке.

    ОтветитьУдалить
  5. Главная выгода в том, что на одной гармошке играю в любой тональности:), и технические вопросы практически не волнуют( то есть бенд всего один, полутоновый, и не так страшно его чуть занизить:)

    ОтветитьУдалить