Продолжаю выкладывать различные полезные ноты в электронном виде. На этот раз это набор упражнений для изучения мажорного лада. Ничего особо нового в этих упражнениях нет, в той или иной форме я их встречал в различных книгах и видео, но в книге Д. Бейкера про джазовую импровизацию они даны, как мне кажется, в наиболее полной форме.
Как обычно, нужно изучать мажорный лад во всех 12 тональностях. В тональности "до мажор" упражнения выглядят так:
Как обычно, нужно изучать мажорный лад во всех 12 тональностях. В тональности "до мажор" упражнения выглядят так:
Каждое упражнение имеет название и заканчивается двойной линией. Охватываемый интервал - от "до" первой октавы до "до" четвёртой октавы.
Польза от этих упражнений довольно велика и разнообразна. Во-первых, они, конечно, способствуют запоминанию аппликатуры мажорного лада, запоминанию того, как всё это звучит. Во-вторых, если не стоит цель научиться импровизировать, то эти упражнения всё равно способствуют развитию техники игры на гармонике.
Итак, распишу немного подробнее про суть упражнений и что они дают.
Scale - сам мажорный лад.
3rds, 4ths, 5ths, 6ths, 7ths - движение терциями, квартами, квинтами, секстами и септимами по нотам мажорного лада. Это упражнение помимо запоминания звучания интервалов развивает технику скачков на гармонике, что представляет собой довольно большую сложность для многих.
Triplets - два упражнения на движение "триплетами" (не знаю, как адекватно перевести это на русский язык).
16ths - два упражнения на движение 16-ми нотами по аналогии с триплетами.
Triads - два упражнения на движение по звукам аккордов, которые строятся на ступенях мажорного лада.
7th chord - два упражнения на движение по звукам септаккордов по аналогии с предыдущим упражнением.
Как работать с этими упражнениями:
0) Используйте метроном.
1) Если вам тяжело читать ноты, но хочется развить технику, то подпишите к нотам табы и играйте упражнения. Конечно, намного полезнее во время игры смотреть на ноты, а не на табы, но даже играя по табам, контролируя качество звука, соблюдая правильный ритм, можно улучшить технику игры.
2) Если стоит цель научиться импровизировать, то можно какое-то время играть по табам, но затем нужно их стереть и играть по нотам, стараясь запоминать, как звучат различные ноты и интервалы.
3) Не играйте упражнения бездумно. Всегда нужно выделять внутренние структуры, а не воспринимать каждую ноту как существующую отдельно от остальных. Например, в мажорном ладе можно и нужно выделять разные октавы, в других упражнениях название логические внутренние структуры - звуки трезвучия, звуки септаккорда, соседние три ноты в ладе, некоторая фигура и пр. В общем, всё это вполне очевидно, нужно только не забывать "ощущать" эти внутренние структуры во время игры упражнений.
4) Каждое упражнение нужно играть как вверх, так и вниз (в нотах приведено только движение вверх).
5) Нужно учиться играть упражнения от любой ноты. То есть играете "до" мажорный лад от различных нот, играете движение терциями, квартами и пр. по нотам "до" мажорного лада от любой ноты и т. д.
6) Играйте все упражнения с различными штрихами (как минимум легато, деташе и стакатто). В одном упражнении можно комбинировать различные штрихи, например, движение вверх легато, а вниз - деташе. Тут всё зависит от вашей фантазии и желаний.
7) Играйте упражнения с разнообразными ритмом. Например, мажорный лад можно играть не четвёртыми, а восьмыми, или пунктирными ритмом, триплеты можно играть не триолями, а восьмой и двумя шестнадцатыми и т. д.
8) Играйте упражнения с различной динамикой.
9) Играйте упражнения в различном темпе.
Если нужно сделать аналогичный набор упражнений для мажорного лада в другой тональности, то просто открывайте ноты в Finale или в любом другом нотном редакторе, импортируя midi-файл (см. ссылки ниже) и транспонируйте ноты в нужную тональность. После этого нужно скорректировать ноты так, чтобы упражнения включали в себя самую низкую и самую высокую ноты, доступные на вашем инструменте. То есть, например, если вы играете мажорный лад в "соль" на рихтеровской гармонике в "до", то все упражнения должны включать в себя все ноты с "до" первой октавы до "до" четвёртой октавы, а не с "соль" первой октавы и до "соль" третьей октавы.
PDF-версия для "до мажора" находится тут: http://dl.dropbox.com/u/9391896/Music/Major%20scale%20exercises/Major%20scale%20exercises.pdf.
Ноты в формате Finale 2010: http://dl.dropbox.com/u/9391896/Music/Major%20scale%20exercises/Major%20scale%20exercises.mus.
MIDI-файл, который можно импортировать в другие нотные редакторы: http://dl.dropbox.com/u/9391896/Music/Major%20scale%20exercises/Major%20scale%20exercises.mid.
Если есть замечания, пишите, пожалуйста, в комментариях.
Triplet это триоль:)
ОтветитьУдалитьА, ну да. Правда, там суть упражнения не в том, что это триоли, а в том, что идёт движение на две ступени вверх, на одну вниз и т. д. Наверное, это меня и запутало.
ОтветитьУдалить