понедельник, 2 апреля 2012 г.

Потенциальные проблемы с выдоховыми нотами

Практически все, осваивающие гармонику хотя бы пару недель, знают, что существует так называемая "проблема второй дырки". Конечно, этот эффект может происходить вообще на любом отверстии, но чаще всего проблемы возникают или на низких нотах: вдохи на 1, 2, 3 отверстиях. Иногда, аналогичные трудности возникают и на вдохах на 7, 8, 9, 10 отверстиях.

В конечном счёте, всё это следствие зажатости голосового аппарата, или недиафрагмального дыхания (= всасывания воздуха вместо расслабленного дыхания), или ещё чего-нибудь плохого. И даже если уже второе отверстие всё-таки играет на вдохе какую-то ноту, а не просто скрежет, то всё равно есть вероятность, что звук будет "задавлен". Проверить качество звука можно или с преподавателем, или самому, ориентируясь на звучание профессионалов.

Помимо проблем на вдохе у начинающих могут возникнуть проблемы и с выдохом (по крайней мере мне недавно приходилось видеть). Эти проблемы не так сильно влияют на звук, как в случае с вдохом, но всё равно в них нет ничего хорошего.



Симптомы следующие:
1) на 7, 8, 9, 10 выдохах - непроизвольное подбендивание ноты, то есть, вместо того, чтобы играть обычный выдох вы делаете короткий бенд, а только потом переходите к выдоху,
2) на 1, 2, 3, 4, 5, 6 выдохах - звук приобретает неприятный, шипящий тембр (да, словами это трудно описать, а записать звук лень...).

В обоих случаях всё дело в непроизвольных бендах. На выдохах 7 - 10 бенды на выдох доступны из-за самой конструкции гармоники. Поэтому, стоит немного зажать горло, или поднять нижнюю челюсть, или увеличить давление воздуха (= начать выдавливать воздух из гармоники вместо расслабленного дыхания), и появляются эти микробенды. Они могут возникать или только в момент атаки, или же существовать на всем протяжении ноты. Имеются в виду бенды не на полтона или тон, а на четверть тона или даже меньше.

На выдохах 1 - 6 всё аналогично. Вопреки довольно распространённому мнению, что на обычной гармонике в строе Рихтера на этих отверстиях нет выдоховых бендов, они там всё-таки есть. Небольшие, но есть. Функционально они нам нужны только для вибрато, но зажатость речевого аппарата или выдавливание воздуха из гармоники приводят к тому, что эти микробенды начинают портить обычные выдоховые ноты.

Эти проблемы обостряются в момент освоения бендов. Например, вполне может оказаться, что после бенда на тон на втором отверстии нужно сыграть обычный выдох на втором отверстии, а горло после бенда еще не расслаблено, или же язык занимает бендовое положение положение, или же вы просто слишком сильно дунули в гармонику. Всё это приведёт к тому, что как минимум атака будет испорчена: звук начнётся с бенда, а только потом, может быть, закончится обычной выдоховой нотой, если к тому моменту вы уже успеете расслабиться.

Чтобы исправить эти проблемы, нужно, во-первых, заметить их (а для этого, может быть, стоит записываться на диктофон), во-вторых, отрабатывать упражнения в медленном темпе, уделяя внимание ощущению расслабленности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий