воскресенье, 25 марта 2012 г.

Приручение Digitech RP355. Часть 1

Во-первых, хочу предупредить, что начинающим гармонистам не нужны никакие процессоры, педали, усилители и пр., если они не хотят потерять кучу времени, почти ничему не научившись. Дело в том, что создание изучение возможностей процессора отнимает довольно много времени, которое можно было бы потратить на совершенствование техники. Я потратил на это в совокупности уже часов 10, хотя успел сделать только один пресет (который в конечном счёте всё равно придётся модифицировать). И это при том, что я уже довольно долго до этого использовал различные программные процессоры типа Guitar Rig или Amplitude Fender.



В общем, всё это довольно непросто, и для начинающего лучше потратить время на совершенствование техники, прослушивание записей, изучение теории и пр. Со временем можно будет поэкспериментировать с программными процессорам, а потом вообще решить, какое оборудование нужно лично вам. Например, если нужен только блюзовый перегруженный звук, то скорее всего нет необходимости покупать для этого целый процессор, с которым ещё нужно суметь сделать такой звук. В этом конкретном случае лучше будет ограничиться ламповым усилителем, дилеем и, может, эквалайзером.

Пишу я всё это на тот случай, если человек, посмотрев видео с использованием какого-либо процессора или ещё каких железок, решит, что стоит ему купить эти девайсы и он станет играть также круто. Конечно, это не так. Играет не гармоника, не процессор, не дилей, а сам человек. Вроде бы об этом уже писали бесчисленное количество раз, но, наверное, это вечная тема...

Итак, процессор - устройство, позволяющее получить различные варианты звука и не таскать с собой массу оборудования. То есть в настоящий момент это то, что мне может подойти - всё зависит от того, удастся ли сделать нужный звук. Digitech RP355 был выбран из-за различных положительных отзывов об эффектах, которые он позволяет делать. В частности Ричард Хантер использует это устройство. У него же можно купить изготовленные им пресеты для RP355 и других аналогичных процессоров. Вот тут можно почитать и посмотреть про его пресеты: http://www.hunterharp.com/store/.


На его сайте есть семплы и других пресетов, которые не представлены на этом видео. На мой взгляд платить деньги Хантеру стоит лишь тем, кто совсем ничего не понимают в обработке звука. Но  с другой стороны, покупать процессор, не зная, что ты от него хочешь, - это тоже не самое умное решение.

Поскольку вариантов звука можно сделать довольно много, то я постепенно буду выкладывать все свои мысли на этот счёт. Не буду детально описывать приёмы редактирование параметров пресетов на самом процессоре, к тому же гораздо удобнее это делать с помощью программы X-Edit, которую можно скачать с сайта Digitech. Интерфейс X-Edit выглядит так:

Всё это очень похоже на интерфейс различных VST плагины типа Guitar Rig. При кажущейся сложности всё довольно просто.

Видим в левом верхнем углу панель Pickup. Она связана с какими-то эмуляторами звукоснимателей на гитаре. Думаю, нам она не нужна, и можно её всегда оставлять выключенной.

Следом за Pickup идёт панель Wah. С одной стороны, бесполезная штука, так как гармоника сама умеет "уакать", с другой стороны при микрофоне, зажатом в руках, "уаканье" получается довольно слабым, поэтому, может быть, пригодится это процессорное "уаканье", которое управляется с помощью педали экспрессии. А с третьей стороны, получается явно не "по-гармошечному". В общем, наверное, этот эффект имеет право на существование и использование в каких конкретных ситуациях, но ситуаций этих довольно мало и поэтому детально с этим эффектом пока не знакомился.

Панель Compressor практически бесполезна. По крайней мере сейчас мне кажется, что динамика звука будет съедаться, а никакой выгоды от этого не будет. Может, со временем моё мнение поменяется, но пока я делаю все пресеты без компессора.

Панель Distortion тоже почти бесполезна. Весь нужный дисторшн гармоника может получить от эмуляции усилителя. Правда, тут я не так категоричен, как для компрессора. В принципе, дисторшн нужен тогда, когда используется усилитель, дающий более-менее чистый звук. В этом случае использование легкого лампового дисторшна может быть полезно, когда какую-то часть песни надо сыграть на чистом звука, а другую - на перегруженном. Сделать это можно легко, учитывая, что на самом процессоре дисторшн можно включить и выключить простым нажатием педали.

В середине слева и по центру - панель эмуляции усилителей, кабинетов и эквалайзер. О них речь пойдёт ниже.

В середине справа есть панель Noise Gate. Эта штука позволяет бороться с шумами. Я пока оставил дефолтные значения, наверное, при тестировании не репетиционной базе придётся немного подредактировать.

Весь низ занимают последовательно:
1) Chorus/Fx - хорус, октавер, фленжер, фейзер и более безумные эффекты,
2) Delay - дилеи, их мало и не трудно перепробовать все, мне пока больше нравятся аналоговый и цифровой дилеи от Digitech, по крайней мере они достаточно естественны и просто настраиваются,
3) Reverb - соответственно, ревербы, которых тоже немного.

Начать конструирование пресетов можно по-разному. Во-первых, можно прослушать все фабричные пресеты, выбрать более-менее подходящие и начать их модифицировать. Второй подход - делать пресеты с нуля. Преимущества первого подхода в том, что фабричные пресеты дают представление о совершенно различных эффектах процессора, то есть, даже если вы не будете использовать все возможные эмуляторы усилителей, то всё полезно послушать их хотя бы несколько раз. Я всё это послушал, но пришёл к мысли, что делать пресеты с нуля мне удобнее.

Начал я с того, что выключил все панели кроме Amp model, Equlaizer и Noise Gate. Цель всего этого процесса - протестировать как звучат именно усилители, поскольку именно они будут давать значительную окраску звуку. Вообще говоря, все эти усилители можно и отключить, а использовать из всего процессора только одни эффекты. Это подходит тем, кто играет через реальный физический усилитель, но поскольку я-то играю в линию, то и не выключаю эмуляцию усилителей. Может быть, когда-нибудь всё поменяется, но пока мне хочется оценить эту  функциональность.

Выяснилось, что все усилители можно условно разделить на 4 группы:
1) жёсткий перегруз типа DigiTech Dark Metal или многие маршаловские усилители - на мой взгляд всё это жуткий экстремизм и практически непригодно для тех стилей, в которых я играю,
2) легкий перегруз типа '57 Fender Tweed Champ - хороший звук для электрического блюза, рок-н-ролла и т. п.,
3) чистый звук типа '59 Fender Tweed Bassman - подходит для джаза и поп-музыки,
4) "акустический" звук типа Jumbo acoustic - очень много верхов, непонятно, для чего подходит, но звучит занятно.

То есть, группы 2 и 3 очень хороши. Между первой и второй группами есть некоторые пограничные варианты, которые тоже можно использовать. Четвертая группа - непонятно для чего нужна, но звук мне нравится. :)

Между тем, кроме самих усилителей советую обратить внимание и на кабинеты. Звук будет меняться. Но ещё больше он будет меняться в зависимости от настроек эквалайзера. Для начала можно попробовать стандартные настройки типа Warm, Mid Boost и пр. Я сам пока недостаточно времени уделил этому, но в будущем займусь настройкой эквалайзера, которую, наверное, опишу в отдельной статье.

После того, как выбран усилитель, кабинет и эквалайзер, можно добавлять другие эффекты. Пикап, компрессор и дисторшн пока отправляются в топку как ненужные. Дилей я всегда добавляю, потому что он мне нравится. :) С дилеем тоже можно довольно долго повозиться, но в первом приближении 120 мс аналогового дилея с 10 повторениями "ужирняют" звук как нужно. Для конкретной песни можно и нужно корректировать все эти параметры.

Реверб я применяю очень аккуратно. Пока попробовал добавлять только Tween reverb. Очень немного. Много эха в звуке мне не надо. К тому же нужно учитывать естественную реверберацию помещения. На базе ещё покручу все эти ручки, но скорее всего всё останется или как есть, или вообще отключу реверб.

Chorus/Fx - это та настройка, которой можно испортить звук гармоники до неузнаваемости. Тут всё, конечно, зависит от личных вкусов, стиля музыки и собственного безумия. Мой текущий выбор - это
1) Chorus - даёт интересное звучание на чистом звуке,
2) Pitch Shift - использую в качестве октавера,
3) Boss OS-2 Octaver - ещё один октавер, который, однако, у меня работает хуже, чем Pitch Shift, нужно будет разобраться.

Вот и всё из Chorus/FX, что я планирую использовать. И то, почти наверняка, пока всё это сведётся к использованию только октавера. Но нужно всё пробовать в реальных условиях на репетициях, может, где-то и хорус будет в тему. Остальные эффекты: вэми, вибрато, фейзера и пр. - мне пока использовать не хочется. Конечно, всё это довольно интересно, но очень уж радикально.

По мере создания пресетов скорее всего буду делать отдельные небольшие видео по каждому пресету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий