вторник, 6 марта 2012 г.

Как научиться делать хорошие бенды и овербенды на гармонике

Одна из самых больших трудностей при игре на гармонике - это контроль тона бендов и овербендов. Конечно, к этому можно добавить и контроль тона на обычных выдохах и вдохах, но, во-первых, я и многие другие об этом уже рассказывали в статьях и в видео, а во-вторых, именно на бендах и овербендах значительно труднее получить хороший звук.

В некотором роде я сейчас повторно прохожу этот этап при освоении diminished гармоники. Хотя контроль полутоновых вдоховых бендов намного легче, чем контроль самых различных бендов и овербендов на рихтере, всё равно есть некоторые сложности, которые легче преодолеть, пользуясь опытом игры на рихтере. Есть и некоторые параллели с обучением на трубе.

Вообще, ниже сформулированные принципы никак не связаны с каким-то конкретным приёмом звукоизвлечения или строем гармоники и будут полезны всем. Я не стал писать тут только советы по конкретным проблемам с бендами и овербендами, а попытался изложить ситуацию в целом, в том виде, как с ней сталкиваются новички. Но, может быть, и для уже умеющих делать бенды и овербенды тут найдётся что-то полезное.


Одна из главных целей обучения - это загнать технику звукоизвлечения на уровень условных рефлексов. То есть, в итоге исполнитель должен представить ноту и затем идеально сыграть её, не задумываясь над тем, выдох ли это, вдох, бенд или овербенд. Этого можно добиться только поэтапным освоением техник звукоизвлечения от самых базовых к продвинутым.

Базовые принципы звукоизвлечения на гармонике - это извлечение нот на простых вдохах и выдохах. Это включает в себя поставленное исполнительское дыхание. Тут речь именно о том, что это должно быть усвоено и отработано до автоматизма. Если у вас иногда не звучит второе отверстие на вдох, если иногда не получаются вдохи на высоких отверстиях, если вы не можете несколько раз сыграть любую гамму на открытых отверстиях без ошибок, то это прибавит достаточно проблем при освоении бендов. Проверено на личном опыте. Так что, лучше не лениться и поделать упражнения на базовое звукоизвлечение до тех пор, пока не начнёт всё получаться.

Это не означает, что, если у вас до конца не поставлено базовое звукоизвлечение, то вы не сможете получить какой-нибудь бенд или даже овербенд. Но "какие-нибудь" бенды нам не нужны, и с таким подходом придётся одновременно бороться и с недостатками базового звукоизвлечения, и с проблемами, присущими только изучению бендов. В общем, все дальнейшие рассуждения предполагают, что с базовым звукоизвлечением уже всё хорошо.

Первый шаг при освоении бендов или овербендов - это понять принцип их получения. Об этом тоже уже много где писалось и говорилось на русском языке, поэтому не буду повторять тут многочисленные советы. Замечу только, что на практике (хоть пока и в одном единственном случае) я смог объяснить этот принцип в течение, наверное, 20 минут. То есть в принципе мои идеи из видео на тему бендов работают. Также полезны и замечания Романа a.k.a. "Землемер" о движениях языка во время бенда. Про овербенды я тоже когда-то писал, существуют и различные видео на русском языке.

Второй шаг - это научиться качественно извлекать различные ноты при бендах и овербендах без напряжения. То есть, например, на рихтере в "до" нужно учиться плавно делать бенд на третьем отверстии от "си" до "ля бемоль". Для овербендов это упражнение видоизменяется так, что требуется научиться делать их при минимальном напоре воздуха и учиться бендить их, то есть, для оверблоу на шестом отверстии учимся делать аккуратный переход от обычного выдоха к овербенду, но без сильного толчка воздуха. А затем эту полученную "си бемоль" ещё нужно научиться бендить до "си" или даже до "до" (тут ещё многое зависит от самого инструмента, но надо полагать, что учиться овербендам надо на хорошем инструменте).

Не нужно пытаться играть гаммы или мелодии с бендами или овербендами, едва научившись их делать. Игра мелодий на этом этапе может дать минимальный прогресс или вообще ничего не дать. Вы не сможете одновременно следить за особенностями мелодии и контролировать звукоизвлечение. Поскольку игра мелодий и есть наша конечная цель, то промежуточная цель должна состоять в том, чтобы бенды и овербенды стали такими же естественными и привычными приёмами, как и обычные вдохи и выдохи.

Но, тем не менее, даже на этапе простой отработки техники бендов могут возникнуть различные проблемы. Первое, с чем надо бороться, временно возвращаясь назад, - это внезапно появляющиеся проблемы с базовыми техниками. Вероятно, происходит это от того, что эти приёмы звукоизвлечения не успевают ещё окончательно укорениться в сознании и  новичка и требуют какого-то осмысленного контроля с его стороны. То есть, для того, чтобы просто извлечь, например, ноту "соль", нужно расслабить мышцы лица, расслабить горло, опустить челюсть пониже, поглубже поместить гармонику в рот, найти естественный, удобный наклон гармоники и т. д. И обо всём этом приходится думать новичку, чтобы получить правильный звук.

Конечно, во время начальных упражнений более-менее удаётся загнать это на уровень рефлексов.Но во время бенда новичку приходится заботиться о многих новых проблемах: необходимое напряжение горла, положение языка во рту, размышление о том, а был ли это бенд или нет и т. д. И в этот момент могут теряться базовые техники. Конкретно вот, что может происходить:
1) Невозможность сделать вдох/выдох через одно отверстие во время бенда. В принципе, этого быть вообще не должно. Если же это не так, то учиться делать бенды ещё рано.
2) Пропадает диафрагмальное дыхание, вместо дыхания через гармонику гармонист высасывает воздух из гармоники.
3) Уменьшение громкости на бендах. Это связано с первым пунктом. В любом случае, на этом этапе всегда нужно стремиться играть бенды с той же громкостью, что и обычные вдохи и выдохи. Кроме того, на некоторых бендах (например, на рихтере на вдоховых бендах на 2 и 3 отверстиях и на выдоховых бендах на 10 отверстии) и на всех овербендах требуется некоторое увеличение напора воздуха. Это происходит в силу физики процессов, когда требуется больше энергии (= большее давление воздуха), чтобы раскачивать два язычка во время бендов или, например, раскачивать вдоховый язычок при оверблоу для того, чтобы он звучал с частотой большей, чем "запрограммирована" в самом язычке.
4) Напряжение в горле. От этого надо избавляться как можно раньше. Горло участвует в процессе получения бенда, но если во время этого у вас возникают неприятные ощущения, то это значит, что горло перенапряжено. В любом случае не надо делать бенды с помощью сдавливания, напряжения горла. Вся его работа должна сводиться к виртуальному проговариванию различных слогов ("а", "у", "и" и пр.) с той или иной частотой. То есть, попробуйте пропеть "аааа" басом, а затем "ииии" как можно выше, но до возникновения болезненных ощущений. Вся работа горла при бендах должна быть в этом диапазоне.
5) Напряжение мышц лица, в том числе и губ. От этого тоже надо избавляться как можно раньше. Трудно сказать, от чего это может возникать. Вполне может быть, что при напряжении губ они немного сводятся вместе, отверстие в гармонике немного перекрывается, увеличивается давление на язычки, и начинает получаться некоторое подобие бенда. Но это тупиковый путь: помимо усталости в губах добиться ничего нельзя.
6) Неправильное положение челюсти. На самых глубоких бендах (на два или три полутона), а также на низких нотах (а особенно и на низких гармониках) нижняя челюсть должна быть довольно сильно опущена для получения бенда. Аналогично, на высоких нотах челюсть должна быть немного выше при исполнении бендов и овербендов. Нужно не забывать при тренировке этих приёмов делать эксперименты с положением челюсти, нужно выяснять, какое положение для какой ноты является оптимальным.

При малейшем намёке на плохое качество звука при бенде или овербенде нужно сразу же проанализировать, почему это происходит. Думаю, что описанные выше шесть причин покрывают огромное количество случаев на практике. Итак, в итоге нужно научиться плавно бендить ноту на столько полутонов, сколько возможно, или же бендить овербенд на полтона - тон.

Следующий шаг - научиться брать правильные ноты во время бендов, то есть учиться точно делать бенды на полтона, тон, полтора тона, вообще, на сколько нужно тонов (в том числе, например, и на четверть тона). То же самое с овербендами. Теперь вместо непрерывного движения нужно двигаться по ступенькам, то есть, на рихтере на третьем отверстии играете вдох, затем бенд на полтона, затем бенд на тон, затем бенд на полтора нота. Чтобы понять, где находятся эти остановки, можно начать плавно бендить вдоховую ноту. Как только почувствовали, что сделали бенд на полтона, зафиксируйте его и поудерживайте немного.

Как почувствовать, когда бенд станет бендом именно на полтона - это уже вопрос для слуха. Для контроля можно использовать гитару или фортепиано (а вообще, что угодно): играете на этом инструменте ноту "си", затем ноту "си бемоль", запоминаете звук. После этого на гармонике играете "си" и бендите её до тех пор, пока она не станет похожа на "си бемоль". В качестве крайней меры можно определять точность бенда по тюнеру, но на слух гораздо полезнее.

После того, как более-менее запомнили конфигурацию речевого аппарата во время бенда, можно пробовать сразу делать скачок от "си" к "си бемоль". Если скачок получился неточным, то нужно плавно повысить или понизить ноту до нужной. Обычно у многих появляется тенденция к занижению бендов.

Ту же самую процедуру можно применить и для освоения бендов на тон и на полтора тона. А после этого следует играть последовательности бендов на полтона, тон, полтора тона. Кроме того, надо тренировать эти бенды в любом порядке, например, сначала бенд на полтора тона, потом на полтона, потом вдох, потом бенд на тон и т. д. Контроль точности лучше делать с помощью другого инструмента, как это описывалось выше. Делать эти упражнения нужно довольно долго, пока получение любого бенда или овербенда не станет простым делом.

После этого можно приступать к игре гамм с бендами и овербендами. Например, освоение "до мажора" в первой октаве на рихтере в "до" даст возможность поработать с бендами на тон на втором и третьем отверстиях. Опять-таки, как и раньше, переход на новый уровень может привести к появлению старых проблем, которые вроде были решены ранее. Это происходит потому, что теперь вместо относительно простых действий при первоначальных упражнениях с бендами, приходится делать скачки между отверстиями. Кроме того, непривычная аппликатура (а она и будет такой для новичка, который до этого не играл гаммы с бендами) тоже приводит к тому, что мозг начинает думать и об этом вместо того, чтобы следить за качеством бендов. По сути дела это также является причиной того, что играть нужно именно гаммы, а не мелодии. Практически гарантированно, что проблемы появятся и при игре гамм, то есть музыкального материала, более примитивного, чем любая мелодия.

Если при игре гамм пропадает диафрагмальное дыхание, напрягаются губы или теряются другие первичные приёмы звукоизвлечения, то исправлять это нужно, возвращаясь на предыдущий уровень и вспоминая правильные ощущения. Играя гаммы в медленном темпе, нужно большее внимание уделять взятию бендов и контролю высоты ноты. Опять же необходимо проверять себя, используя фортепиано.

Как уже писалось выше, довольно частое явление при игре мелодий - это занижение бендов. Это может проявиться и при исполнении гамм. При этом вполне может быть, что вы можете правильно и чётко взять одиночный бенд, но именно при игре гаммы занижаете его. С большой вероятностью это может происходить из-за перенапряжения, возникающего из-за волнения или неуверенности. У начинающих трубачей иногда может возникать аналогичная проблема - боязнь высоких нот. На трубе высокие ноты требуют довольно больших усилий, поэтому может происходить такое, что в принципе трубач может сыграть, например, ноту "до" третьей октавы, но это до сих пор не стало привычным и поэтому в реальных условиях при игре мелодии он или недостаточно напрягает губы, или перенапрягает их, или делает недостаточный напор воздуха и т. д. Во многом это происходит из-за неуверенности в себе.

На гармонике мы имеем ту же проблему с бендами. То есть, например, вы играете гамму "до мажор" на рихтере в "до": выдох на первом отверстии, вдох на первом отверстии, выдох на втором отверстии... И тут мозг начинает пугаться бенда на тон на втором отверстии, потому что он "внезапно" появляется после трёх обычных вдохов и выдохов. Всё это может выражаться совсем в жутких проблемах в виде вообще отсутствующего бенда. В таком случае надо выяснять проблему и решать её, как описано выше. Менее жуткие проблемы - это некоторое перенапряжение, которое в принципе даёт взять бенд, но сделает его заниженным или с плохим тембром. Думаю, главная причина этих проблем - перенапряжение горла и губ. В этом случае также неплохо вернуться на предыдущий этап и повторить начальные упражнения с бендами. Также можно и отдельно отрабатывать проблемные участки, например, играя выдох на втором отверстии, бенд на тон на втором отверстии, вдох на втором отверстии.

После того, как бенды отработаны на гаммах можно переходить к исполнению мелодий. Поскольку музыкальный материал усложняется (например, могут появиться скачки с бенда на бенд и др.), то опять могут проявиться некоторые проблемы. Рецепт всё тот же: отработка упражнений с предыдущих уровней, исполнение проблемных участков мелодии в медленном темпе.

Кроме того, на этом уровне неизбежно появляется проблема различия в тембрах вдохов/выдохов и бендов/овербендов. Во-первых, само по себе это ужасно, что на бендах тембр сильно меняется. Для меня это аксиома. Поэтому нужно стремиться сделать это различие в тембрах как можно меньше. Для этого очень полезно научиться делать вибрато языком/челюстью на бендах и овербендах. Я считаю, что хотя бы самое минимальное вибрато челюстью всегда нужно делать на бендах и овербендах. Без такого вибрато все эти ноты звучат для меня слишком неестественно. При этом немного облегчается контроль тона, потому как даже не совсем чётко взятая нота из-за вибрато начинает захватывать и нужную частоту, не говоря уже о том, что эту вибрирующую ноту можно затем и правильно скорректировать. Конечно, тут речь идет о совсем небольших ошибках, точно, что не более 20 центов.

После того как отработаны все упражнения и достигнут достаточно высокий уровень исполнения бендов и овербендов, проверенный при игре гамм и мелодий, нужно двигаться дальше, применяя их в реальных условиях при игре под минусы и с музыкантами. Нужно постоянно подвергать своё исполнение критике. Нельзя прощать себе никакие неточности в исполнении бендов и овербендов. Необходимо почаще записывать различные мелодии (или даже упражнения) на компьютер/телефон/диктофон, анализировать на предмет допущенных ошибок, выявлять причины и ставить себе цели по устранению обнаруженных недостатков.

Помимо собственно точности высоты тона нужно не забывать о других важных моментах: о различных способах атаки, о динамике звука, изменении динамики на бендах и овербендах. Всё это можно отрабатывать как в реальных мелодиях, так и в упражнениях на развитие этих элементов звукоизвлечения, в том числе при игре гамм (упражнения на мажорные лады я уже выкладывал здесь ранее).

Вот, пожалуй, и все мои соображения на тему освоения бендов и овербендов. Если есть какие вопросы, возражения, дополнения, пишите в комментариях.

PS. В обсуждении выяснилось, что я почти забыл здесь упомянуть о влиянии гепов и вообще кастомизации на исполнение бендов и овербендов. Так вот, про гепы можно почитать тут: http://harp-zauberer.blogspot.com/2011/01/dependence-of-pitch-control-from-gaps.html. Нужно ли лезть в гармонику сразу после покупки? - Да, обязательно, для того, чтобы поправить гепы. Аккуратно выставите их примерно в 0.3-0.5 мм. Или даже меньше, или чуть больше. Это зависит от личных ощущений и предпочтений. Помните, чем меньше гепы, тем меньший напор воздуха требуется, чтобы сделать бенд. Но с другой стороны радикальное уменьшение гепов может привести к тому, что язычки вообще будут затыкаться на обычных вдохах и выдохах. Короче говоря, не поленитесь немного аккуратно поэкспериментировать с этим. Тут нет ничего сложного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий