понедельник, 12 марта 2012 г.

Не звучит второе отверстие на вдохе? Испорченная гармоника... или гармонист?

Совсем недавно случился со мной интересный случай. Не то, чтобы я совсем не знал, что такое бывает, но как-то всё это было довольно неожиданно для меня. Так вот, дело в том, что у меня не заиграло второе отверстие на вдохе...

На самом-то деле тут не всё так просто, как может показаться. На любом форуме, если новичок напишет, что у него не играет второе, третье или еще какое-то отверстие на вдохе, то множество людей тут же напишут ему, что проблема в нём самом, а не в гармонике, что надо учиться играть, а не жаловаться на инструмент.


Конечно, почти наверняка так оно и есть. Но такой подход не учитывает один важный фактор - гармоники из коробки реально могут быть довольно ужасными. Это не значит, что надо бежать в магазин и требовать деньги - гармонику просто нужно немного модифицировать под себя, или, как говорят, кастомизировать. А поскольку новичок не знает, как кастомизировать именно под себя, то в этом случае речь идёт о минимальном исправлении недостатков заводской сборки.

Музыкантам приходится подгонять под себя многие музыкальные инструменты. Трубачи пробуют разные мундштуки, саксофонисты ставят разные трости, гитаристы пробуют разные струны, не говоря уже о том, что должны постоянно настраивать гитары. В первичной кастомизации гармоники нет ничего более сложного, чем настройка гитары, бояться этого совершенно не нужно. Важно помнить, что гармоника из коробки не обязана удовлетворять всем вашим требованиям, вы сами должны её кастомизировать. Чуть-чуть. Думаю, что это аксиома. Конечно, может повезти, но в принципе, почти каждую гармонику после покупки нужно разбирать и хотя бы немного кастомизировать.

Итак, первое и единственное, что нужно сделать новичку - это поправить гепы для проблемных язычков, то есть сделать геппинг (gapping). Такие проблемные язычки скорее всего могут быть на 1, 2, 3 отверстиях. В меньшей степени - на 4, 5, 6 отверстиях. И уж совсем маловероятно, что на 7, 8, 9, 10 отверстиях.

Чтобы сделать геппинг, не нужно полностью разбирать гармонику. Достаточно снять только крышки. Геп - это вертикальный зазор между язычком и платой. Если этот зазор очень мал, то при выдохе или вдохе язычок просто будет затыкаться. Но довольно часто гармоника с завода имеет другую проблему - слишком большие гепы. В этом случае при обычном вдохе или выдохе будет слишком большой расход воздуха, что делает игру и обучение некомфортным, заставляя бороться не только с собственными ошибками звукоизвлечения, но и с недостатками гармоники.

Для установки гепов нужен вязальный крючок, или спица, или вообще любая достаточно длинная и тонкая металлическая палочка, а также аккуратность и терпение. Весь процесс изменения гепов хорошо показан в этом видео с http://overblow.com:

Если нужно больше видео, то посмотрите тут: http://www.harperclub.com/viewtopic.php?f=30&t=10

Если вы вообще ничего не знаете о том, какие гепы вам нужны, то выставите их примерно в 0.5 - 1.0 мм. Трудно сказать, как точно выбрать подходящий геп, если до этого не было опыта. Точно, что не нужно прижимать язычок к плате слишком низко, когда язычок совсем перестаёт звучать. С другой стороны мне приходилось видеть гармоники с гепами около 2 мм. Такие гепы точно надо уменьшать. Вообще, это итеративный процесс. Например, вы изначально играете аккорд на отверстиях 1, 2, 3 на вдохе, ощущаете большой расход воздуха, уменьшаете гепы, опять играете аккорд, чувствуете, что гепы можно уменьшить ещё немного, уменьшаете, опять пробуете и т. д., пока не будет достигнут результат. На самом деле это займёт не так уж много времени: просто выставите гепы в 0.5 - 1.0 мм, попробуйте сыграть аккорд. Если все язычки играют, воздуха стало уходить меньше, то можно заканчивать с кастомизацией.

Не нужно делать царапины на язычке: в этом случае вы можете изменить частоту звучания язычка. Не нужно торопиться: не делайте резких и сильных движений язычком. В итоге, если вы не будете давить язычки с фанатизмом, то через некоторое время геп уменьшится (или же увеличится, если на заводе был выставлен очень маленький геп и вы решили его увеличить). На самых первых отверстиях (1, 2, 3) гепы можно сделать чуть-чуть больше, чем на остальных (но не должно быть большой разницы).

После установки гепов нужно проверить, что при игре аккордами звучат все язычки. То есть, например, выдыхаете 1, 2, 3, затем 4, 5, 6, 7, затем 8, 9, 10. И то же самое на вдохе. Особенно аккуратнее надо быть на вдохе, максимально расслабленно вдыхая через гармонику, а не всасывая из неё воздух. Все язычки гармоники должны работать. Если какой-то затыкается, значит, для него выставлен слишком маленький геп и необходимо его увеличить.

Конечно, если вы уверены, что умеете играть одиночные вдохи и выдохи, то лучше проверять таким способом. Ну, а если гепы выглядят естественными, все аккорды звучат хорошо, но второе отверстие на вдохе всё равно не играет, то тут уже почти наверняка проблема в гармонисте и нужно ставить правильное исполнительское дыхание. Как это делать, можно посмотреть здесь: http://www.harperclub.com/viewtopic.php?f=4&t=225 про дыхание и http://www.harperclub.com/viewtopic.php?f=4&t=243 про амбушур.

Кстати, та проблемная гармоника, с которой я встретился недавно, - это Lee Oskar. Подозреваю, что в ней и сама гребёнка пропускала довольно много воздуха, но в любом случае вдох через второе отверстие был совершенно ненормальным. Мне пришлось совсем низко опускать челюсть, и даже при тихой игре лёгкие очень быстро наполнялись воздухом при вдохе. Конечно, даже на такой гармонике можно правильно взять эту ноту. Но для этого надо уже довольно много понимать в звукоизвлечении. И при этом ни для новичка, ни профессионала нет никакой необходимости бороться с такими недостатками гармоники, устранение которых занимает несколько минут.

PS. Скорректировано с учётом замечаний Harding'а с http://forum.harmonica.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий