понедельник, 22 февраля 2010 г.

Импровизация на губной гармонике. №1. Как начать.

В который раз уже подступаюсь к освоению импровизации на гармонике. :) Потому как текущий мой уровень импровизации в блюзе меня абсолютно не устраивает. Сейчас я ориентируюсь в стандартном блюзовом квадрате, более-менее знаю блюзовый лад в тональности пьесы, могу на ходу строить какие-то фразы, вставлять заранее подготовленные лики. Всё это, конечно, умею делать не очень хорошо, потому что никогда ранее специально не тренировался в этом. Но в любом случае хочется чего-то большего, чем четкая игра заранее выученных риффов и ликов, хочется именно импровизировать. Поэтому все ниже следующее представляет собой некоторую программу изучения импровизации. Программа эта выработана отчасти из личного опыта предыдущих попыток, отчасти услышана от более опытных игроков (большое спасибо Борису Плотникову :)).

Да, всё это вы можете воспринимать на свой страх и риск, т. к. в конечном счете это пока лишь продукт моих мыслей. :) А вот если я через месяц смогу достичь поставленной цели, то можно будет считать, что мысли эти не так плохи.
Итак, на всякий случай скажу, что для того, чтобы научиться именно импровизировать надо развивать свой слух и знать хотя бы азы гармонии. Ни тем, ни другим я в совершенстве не владею, что, правда, меня никак не останавливает, т. к. книжки по гармонии я читаю и на сольфеджио тоже хожу. :) В общем, это два основных момента: слух и гармония. Все остальное строится на этом.

Второй момент - это хорошая книжка по импровизации. Я смотрел несколько таких книг. На текущий момент мне представляется наилучшей серия книг Аберсольда. А для начала вообще достаточно первого тома "How To Play And Improvise Jazz". Книга эта нужна вот зачем. Как известно, в джазе используется довольно большое количество аккордов и связанных с ними ладов. Соответственно, надо уметь извлекать эти лады из нашей гармоники. Это означает, что нужно для каждого лада уметь на автоматизме играть его вверх и вниз, играть тоны аккорда, слышать этот лад, интервалы между нотами. Между прочим, практически наверняка можно сказать, что даже на самых начальных этапах изучения ладов потребуется умение играть хроматически, т. е. как минимум надо уметь делать оверблоу на 4, 5, 6 отверстиях, а фактически надо уметь и на 1. Овердро приветствуются, но у меня они пока получаются хуже, да и вообще весь верхний регистр гармоники можно отложить на потом.

Я не буду тут подробно пересказывать, о чем пишет Аберсольд, т. к. заинтересовавшимся лучше самим прочитать. Проблема заключается в том, чтобы решить, какие же лады осваивать. Ну, например, Аберсольд предлагает сначала осваивать дорийский минор в тональностях F, Eb, D. Будем считать, что все это надо сыграть на гармонике в ключе C. Последний лад играется довольно просто, т. к. его ноты совпадают с C мажором. Играя F минор в нижнем регистре уже надо использовать три бенда и оверблоу на 4. А самая жуть - это Eb минор. В нижнем регистре нужны 5 бендов и два оверблоу, один из которых на 1 отверстии. А на октаву выше нужен и овердро. В общем, ясно, что можно только один этот лад долгое время и тренировать...

Но по этому поводу Борис Плотников посоветовал начать с блюза, что представляется весьма разумным. Предлагается делать следующее.

Имеем стандартную ритм-н-блюзовую последовательность аккордов в тональности G:
G  | G  | G  | G7 |
D7 | D7 | G7 | G7 |
D7 | C7 | G7 | D7 |

Ставится задача: обыгрывать каждый аккорд в этой прогрессии его собственным ладом. В выборе ладов могут быть варианты. В принципе можно считать, что вместо тонического трезвучия везде используются соответствующие септаккорды, тогда мы получим два лада для их обыгрывания: миксолидийский и блюзовый. Если же тонические трезвучия оставляем, то надо добавить еще ионийский лад (т. е. просто G мажор). Да, еще можно сюда добавить мажорную пентатонику как для мажорных трезвучий, так и для септаккордов. Далее можно рассмотреть, как все это выглядит на гармонике в C (распишу в двух октавах).

G : ионийский лад
G  | A    | B  | C | D  | E | F# | G
-2 | -3'' | -3 | 4 | -4 | 5 | 5* | 6
6  | -6   | -7 | 7 | -8 | 8 | 9' | 9

G : мажорная пентатоника
G  | A    | B  | D  | E | G
-2 | -3'' | -3 | -4 | 5 | 6
6  | -6   | -7 | -8 | 8 | 9

G7 : миксолидийский лад
G  | A    | B  | C | D  | E | F  | G
-2 | -3'' | -3 | 4 | -4 | 5 | -5 | 6
6  | -6   | -7 | 7 | -8 | 8 | -9 | 9

G7 : блюзовый лад
G  | Bb  | C | Db  | D | F  | G
-2 | -3' | 4 | -4' |-4 | -5 | 6
6  | 6*  | 7 | -7* |-8 | -9 | 9

C7 : миксолидийский лад
C | D  | E | F    | G  | A    | Bb  | C
1 | -1 | 2 | -2'' | -2 | -3'' | -3' | 4
4 | -4 | 5 | -5   | 6  | -6   | 6*  | 7

C7 : блюзовый лад
C | Eb | F    | Gb  | G  | Bb  | C
1 | 1* | -2'' | -2' | -2 | -3' | 4
4 | 4* | -5   | 5*  |  6 | 6*  | 7

D7 : миксолидийский лад
D  | E | F#  | G  | A    | B  | C | D
-1 | 2 | -2' | -2 | -3'' | -3 | 4 | -4
-4 | 5 | 5*  | 6  | -6   | -7 | 7 | -8

D7 : блюзовый лад
D  | F    | G  | Ab    | A    | C | D
-1 | -2'' | -2 | -3''' | -3'' | 4 | -4
-4 | -5   | 6  | -6'   | -6   | 7 | -8

В общем, для начала неплохо бы вообще нормально играть все эти отверстия с бендами и овербендами. Основная проблема - оверблоу на 1 (т. к. вторую октаву можно пока игнорировать). Но при хорошей кастомизации передув на 1 отверстии не так уж и страшен (по крайней мере месяцев 6 назад он мне казался довольно неприятным, а сейчас вроде выдуваю почти нормально, хотя надо еще работать над ним).

Аберсольд в своей книжке учит нас, как работать над этими ладами. Вот список упражнений, которые надо делать при изучении любого лада.

  1. Играть лад с тоники вверх до 9 ступени и обратно несколько раз.
  2. Играть первые 5 ступеней вверх и вниз несколько раз.
  3. Играть тонику, терцию и квинту лада вверх и вниз.
  4. Играть тонику, терцию, квинту и септиму лада вверх и вниз.
  5. Играть тонику, терцию, квинту, септиму и нону лада вверх и вниз.
  6. Играть лад с тоники вверх до ноны и вниз по звукам аккорда.
  7. Играть по звукам аккорда до ноны вверх и вниз играть весь лад.
Постепенно надо увеличивать темп. При игре можно начать с целых нот, затем использовать половинные, потом четвертые и шестнадцатые. Можно и триоли попробовать, а также шаффл. При этом важно запоминать звучание лада. Думаю, что наиболее оптимально тут запоминать звучание тоники и интервалы, образующие лад. Как это делать по-другому с учетом того, что затем тот же лад может использоваться на гармонике в другом ключе, я не знаю. В любом случае, нельзя тупо гонять эти упражнения под метроном. Надо слушать звуки лада и запоминать их звучание. В общем, надо себя доводить до такого состояния, что мысль о какой-либо ноте мгновенно переходила в звучание на гармонике. Аналогично с интервалами. Скажем, мысль о кварте от тоники в блюзовом ладе в тональности C должна мгновенно трансформироваться в выдох на 4 отверстии.

Если все эти условия будут выполнены, то тогда импровизация будет представлять собой просто внутреннее пение с почти мгновенным отображением его на гармонике. Я и раньше так думал, но выходит, что действительно дело обстоит именно так. Аберсольд даже рекомендует записывать свое пение, а затем прослушивать и пытаться повторить мелодию на инструменте. Лад и интервалы в нем создают для слушателя определенные эмоции. Вот поэтому и надо понять, какие же эмоции исполнитель хочет вызвать у слушателей, а исходя из этого выбирать способ конструирования фраз, используя различные ритмические рисунки, различную артикуляцию, различные лады, различные интервалы и ноты лада.

Пока все. Думаю, пару недель надо позаниматься этими ладами, а затем можно будет рассмотреть в деталях построение соло. Скорее всего это будет проиллюстрировано на нескольких примерах (быть может, даже хороших, если я действительно хорошо освою эти лады :)).

8 комментариев:

  1. А как чередовать, к примеру, мажор и пентатонику при G аккорде?

    ОтветитьУдалить
  2. А никак. Используй или одно, или другое. Эти два лада различаются теми эмоциями, которые они создают у слушателя. Тут именно самому надо думать, в какои ладу играть.

    ОтветитьУдалить
  3. -Но в любом случае хочется чего-то большего, чем четкая игра заранее выученных риффов и ликов, хочется именно импровизировать.-

    Риффы выучить или найти -десятая часть дела,а оставшееся - научиться видоизменять,развивать риффы.
    http://karaokejazz.net/prakticheskiy-kyrs-yrokov/

    ОтветитьУдалить
  4. Че мучиться, играешь отснятые и уже звучащие импровизы, так и набьешь руку. Это быстрее, чем копаться в теории или придумывать то, что давно придумано. Кстати можно взять там же...

    ОтветитьУдалить
  5. Как я понял, тут два момента, которые надо соединять:
    1) теория, изучение ладов и пр.,
    2) изучение импровизаций, сыгранных кем-то.

    Придумывать ничего не надо, надо только осваивать эти два момента.

    ОтветитьУдалить
  6. совершенно верно, если хочешь научиться летать в джазе, если нужен свой стиль+язык копай на порядок глубже и не только в джазе

    ОтветитьУдалить
  7. Почему в пентатонике шесть нот?В сетке аккордов с4 я так понимаю это опечатка?И еще,какую септиму надо играть?
    Вот начал играть и обнаружил следующие мне не понятные вещи.

    ОтветитьУдалить
  8. Про пентатонику и C4 - это опечатки. Спасибо, поправил.

    Септиму на септаккорд надо играть малую, то есть ту, которая участвует в образовании аккорда. Эту ноту можно рассматривать как опорную, то есть долго на ней задерживаться. Хотя можно играть и большую септиму как проходящую ноту, например, между тоникой и малой септимой.

    А для обыгрывания обычного мажорного аккорда лучше играть большую септиму.

    Хотя "лучше играть" - это некоторая условность. Всё зависит от контекста. Например, я пробовал на джемах обыгрывать блюзовые аккорды балканскими и турецкими ладами. Звучит довольно интересно, хотя, конечно, уже нифига не блюз. :)

    ОтветитьУдалить