Поскольку делать особо нечего (в смысле - не получается играть, а все остальное делать уже или не надо, или неохота), то расскажу немного о технике исполнения, о том, чему следует уделить большее внимание в начале, а к чему стоит вернуться позже. В общем-то, все, что идет ниже. это, конечно, не статья, а просто небольшие заметки, которые были кем-то сказаны на форуме или еще где, а мной проверены, или что-то я прочитал в книжках и попробовал. Может, кому-то это и поможет.
1) Во-первых, и это самое главное, надо слушать профессионалов. Во всех смыслах: на записях, на групповых/частных уроках и т. д. Меня слушать не надо. :) Но ко мне можно прислушиваться, т. к. в чем-то я могу оказаться прав, а по какому-то вопросу могу просто хотя бы очертить проблему, решение которой можно найти у профессионалов. Сюда же входит и слушание записей, их разбор, попытка достичь такого же звука.
2) Основная техника на диатонической гармонике - это правильное дыхание, извлечение одиночных нот и бенды. Вообще-то, я считаю, что по идее сюда стоило бы дописать и овербенды, т. к. принципиально в них нет ничего сложного, но они требуют уже некоторого понимания того, что происходит в гармонике при игре на ней, кроме того, инструмент должен быть откастомизирован, а у новичка нет ни того, ни другого. Поэтому овербенды стоит на первых порах отложить в сторону и не думать о них. Даже если хочется.
Правильное дыхание - не такая простая вещь, как кажется. Я думаю, что происходит это потому, что многие новички недостаточно долго уделяют время упражнениям с аккордами, а почти сразу стараются научиться извлечению одиночных нот. Собственно, я тому пример. Особенно хорошо я все это понял после ДЗ на исполнение ирландского фолка - там и пришлось потрудиться, поставить дыхание. После этого все пошло легче.
У Бориса Плотникова я услышал о том, что челюсть при игре надо опускать как можно ниже. При этом за мочками ушей будут образовываться небольшие ямочки, которые можно прощупать пальцем. Все это - абсолютно верно. Лучше сразу привыкать играть так: челюсть максимально опущена и расслаблена, дыхание ровное и от диафрагмы. Только в этом случае можно получить хороший звук.
Вот еще аксиома. При плохом дыхании вы никогда не получите хороших бендов: или они будут звучать ужасно, или их будет трудно получить, или еще какая-то фигня, но это точно будет так. По поводу самих бендов написана уйма литературы, пожалуй скоро выйдет еще несколько работ: перевод статьи по физике бендов, который уже почти завершен, и один товарищ помогает его доделать, а также статья о практическом применении всех этих идей. Все, кто не хочет ждать, могут найти массу информации по этому вопросу на форуме, но кое-какие мысли дам тут (не все они новые, большинство было где-то прочитано или услышано).
Во-первых, бенд не делается методом "поиска": т. е. совсем не надо садиться перед тюнером, шевелить во рту языком и пытаться сделать бенд. Задача состоит в том, чтобы научиться плавно понижать ноту от естественного звучания язычка до максимально глубокого доступного бенда. В большей степени это касается бендов на вдохе, которым и надо вначале учиться. При бенде на выдох на 8, 9, 10 отверстиях частота тона меняется более резко. Но я думаю, что эти бенды стоит оставить на потом, когда бенды на вдохе будут получаться уже довольно хорошо.
Во-вторых, ключ к получению бенда - это умение управлять своим речевым аппаратом. Надо учиться петь ноты. Берем лад до мажор, играем на фортепьяно и затем поем. И чтобы без фальши. Другое упражнение: поем любую ноту, которая берется без значительного напряжения горла, далее стараемся понизить ее как можно больше. После этого делаем то же самое, но уже ступеньками, например, полутонами, если получится. В общем, важен сам факт управления высотой голоса. Потом надо делать то же самое, но на входе и с гармоникой во рту. Бенд по сути - это изменение объема полости рта + изменение давления воздуха. Все это, конечно, хитрая физика, но фактически если человек понимает, как плавно понизить ноту, пропевая ее, то ему не составит труда делать аналогичную вещь на вдохе.
После того, как бенды в принципе получаются, с ними следует экспериментировать. Например, один и тот же бенд можно получить или больше изменяя положение языка, или больше напрягая горло. При этом бенд с использованием языка делается более быстро. Но тембр получается разный. Вообще, добавляя разную артикуляцию при бенде можно получить разную окраску. Тут говорить нечего, а только надо самому пробовать. Это целая проблема - заставить звучать бенды так, чтобы они не выпадали из мелодии. Сюда входит и точность взятия бендов. Тут только практика сможет помочь, ну и, конечно, внимательный анализ того, что играешь.
3) Эффекты - это то, следует изучить после того, как более-менее будут освоены бенды на вдох. Обо всем этом написана масса литературы на нескольких языках, поэтому тут скажу кое-что из личного опыта. Эффекту "трель" надо уделить чуть больше внимания, даже если кажется, что это совсем просто. Основная фишка тут - ритмичность. Неритмично сделанная трель звучит очень плохо. Кроме того, отдельно стоит поработать надо трелями с одновременным бендигом, переходом к обычной трели и обратно. Эффекты "вау-вау" и "ручное тремоло" - это совсем просто, просто надо научиться правильно держать гармонику. Со всем остальным тоже не должно возникать больших трудностей, за исключением вибрато. Да, вибрато - это почти фетиш гармонистов. :) Все хотят научиться его хорошо делать, но никто из новичков этого не умеет. Да и не получается сразу научиться. Про вибрато в принципе хорошо рассказано в начальных уроках А. Гассова и в школе С. Бейкера. Основная мораль в том, что надо каждый день каждые 5 минут до занятия и после тренировать вибрато (разные его виды), а потом оно само собой появится. Так оно и есть на самом деле.
Другой вопрос - это как применять эффекты. Это уже сильно зависит от того, какую музыку играть, какие исполнители повлияли на музыканта и т. д. Например, мне не очень нравится "вау-вау" и "ручное тремоло", кроме того, эти приемы трудно применять с микрофоном в руке. По сути мне почти не доводилось применять гроул: как-то пока неясно, куда его вставить можно. Да я сейчас думаю, что и роль вибрато довольно сильно переоценена. Может, я и ошибаюсь, но, наверное, огромная масса народа думает,, что если играется что-то длиннее четверть-ноты в низком и среднем регистре, то ее обязательно надо вибрировать. Это не всегда так. Эту ноту можно сыграть монотонно, с увеличивающейся громкостью, с уменьшающейся громкостью, по разному артикулировав, добавив вибрато лишь в конце или начале и т. д. Но на все эти тонкости новички обычно мало обращают внимания. Но в конечном счете каждому придется искать свой звук.
4) Бенды на выход просто надо научиться делать. Основная проблема первый бенд на 10 отверстии на высоких гармониках. Я пока и сам сходу не могу его точно взять. Но думаю, это в основном от того, что не так сильно мне была нужна эта нота. Зато в блюзе во второй позиции более важен второй бенд на 10 - это будет блюзовая терция, то же, что и -3', но на 2 октавы выше.
5) Необходимо освоить другой тип блокировки. У меня это была блокировка языком. Правда, пока до конца я этот прием еще не освоил. Как осваивать блокировку языком, хрен его знает... Я начинал с октав, так как они больше всего были нужны, но можно двигаться и с одиночных нот, шлепков языком и т. п. По сути, если освоена уже какая-то блокировка, то освоение второго способа требует только усидчивости и упражнений, т. к. все основные идеи усваиваются довольно быстро.
6) В конечном счете, основной критерий звукоизвлечения - это, очевидно, сам звук. Надо слушать каждую ноту, и если что-то не так, то надо понять, что именно и придумать, как это исправить. При этом важно слушать себя на записи, а не только одновременно во время игры. Бывает, что мне иногда лень себя записывать, при этом во время игры под минус я играю в комбик, выход которого вывожу на наушники. При этом звук усиливается и, как говорили наши подкастеры, становится слышно всю лажу, ежели она появляется. Но все равно, это ничуть не уменьшает необходимости записываться и потом отдельно без гармоники слушать запись - в этом случае можно заметить больше ошибок звукоизвлечения и ритмических недочетов. В этом, кстати, огромный плюс домашних заданий на форуме, т. к. после записи всегда слушаешь себя и стараешься исправить все ошибки. Короче, это очень стимулирует к развитию.
Вот пока и все. Скорее всего через какое-то время напишу продолжение.
Начал читать ваши статьи. Написано достаточно доступно для начинающих и видно, что с интересом. Автор пишите еще!!!
ОтветитьУдалитьКонечно, буду. :)
ОтветитьУдалитьаффтар-аццкий сотона.
ОтветитьУдалить