среда, 24 февраля 2010 г.

Как точно взять оверблоу на первом отверстии

Поделюсь одним недавним наблюдением про оверблоу. Но сначала лирическое отступление.

Пробовать делать оверблоу я начал, наверное, где-то полгода назад. Но делал я их плохо, другие параметры игры были тоже весьма невысоки и в итоге я тогда оставил это дело. Так вот, в те старые времена оверблоу на 1 отверстии мне казался чем-то фантастическим. Я уже умел передувать на 4, 5, 6 отверстиях, но мне пришлось потратить несколько вечеров только на то, чтобы научиться с огромными усилиями передувать на первом отверстии. Это на самом деле не так-то просто, но, учитывая, что тогда я хуже кастомизировал гармоники, чем сейчас, это было очень трудно. Отсюда первое правило: без хорошей кастомизации практически невозможно получить овербенды, в особенности, оверблоу на 1.

Второй важный момент - это точность ноты. В ввиду нескольких физических причин естественное оверблоу низит примерно на 50 центов о нужной нам ноты. Это весьма сильно может врезать по ушам слушателя. "Естественное" в определении надо понимать, как такое, которое непроизвольно получается у человека, который только пытается делать передув. Грубо говоря, частота тона при овербенде определяется объемом воздуха в речевом аппарате, а также силой давления воздуха. Я уж не помню, какая там зависимость, но вероятно, чем меньше объем воздуха, тем выше звук можно получить. Увеличение давления, тоже повышает высоту тона. Но, вероятно, есть какая-то граница, на которой увеличение прекращается.

Если говорить более конкретно, то у меня при разучивании блюзового лада в C на гармонике в C перманентно низил оверблоу на 1, и я совсем не знал, что с этим делать. Вернее, примерно знал: на более высоких отверстиях помогает, если немного прибавить давление воздуха, или более плотно сомкнуть губы, упереться языком в небо. Но на первом отверстии всё это делать весьма проблематично, так как легко теряется сам звук, который переходит в треск.

Я нашел решение в том, чтобы при оверблоу на 1 держать гармонику немного под углом, а не горизонтально полу. Это еще и глобально большой вопрос, как ее правильно держать. Дэвид Барретт вообще постоянно ее так держит даже с большим углом. Но то, что я говорю, относится просто к оверблоу на 1. Рецепт такой. Сесть перед тюнером и делать оверблоу на 1. Естественно, надо чтобы он брался хотя бы не через огромные усилия. Потом не прекращая делать овер, начинаем немного приподнимать заднюю часть гармоники вверх. Угол, который надо приподнять, весьма мал, наверное, градусов 10. При этом по тюнеру должно быть видно, что высота тона растет.

Вероятно, это происходит от того, что на нижний язычок, который участвует в оверблоу начинает оказываться большее давление, чем ранее, что и раскачивает его сильнее. Кроме того изменяется сечение воздушного канала. Короче, физика там довольно хитрая... Быть может, есть и другие способы точно взять оверблоу на первом отверстии. В конечном-то счете все дело сводится к обеспечению некоторого давления и некоторого объема воздуха в речевом аппарате, так что можно экспериментировать дальше.

2 комментария:

  1. О, есть какие-то моменты! То есть однозначно положение гармошки влияет на овер, я этого не замечал раньше. То есть если я опускаю гармошку вниз, то он пропадает. Таким образом, теория верна - угол наклона влияет сто пудов. А вот вверх, мне не очень помогает - почти до 45 градусов до срыва поднимаю практически без изменения тона..
    Неужели всё настолько индивидуально? Или вступают в дело ещё какие-то факторы, вот же беда - отсутствие терминологии.
    Здесь работает по ощущениям точное позиционирование языка вверх, как стеллу (наверное это уже пройденный этап?). Если скользить с упором языком по нёбу, то есть такая граница, где жёсткое нёбо переходит в мягкое. Там где-то между такой стеллой языка (о хоспади), и нёбом получается тонкая дырка через которую подаётся воздух вниз к зубам, так?. А доруливаю по тюнеру неким поджатием губ, как тонкие губы у злых женщин, как бы поднапрягается самая оконечность губ по контуру с вытягиванием амбушура. И как бы давление ровное само собой.

    А ты гэпы как выставлял? Тут тоже тонкость, походу кто как дышит. То есть на выдох на первых трёх раньше наоборот увеличивал, они при сильной атаке клёво звучали и воздух стравливать можно, а то больше на вдох же в первой октаве (С) красиво. А овер на первой (2-ю и 3-ю не считово - их просто под первую, чтобы везде атака была примерно одинаковой) заставил выставить пониже и корректировать дыхание в общем. Я начал думать в чём же механика овера - это всегда два этапа с минимальной задержкой, сначала заткнуть С, и потом вести Eb, как во всех оверах. Так вот, степень заткнутости C на выдох сильно влияет на тон, а оно даёт своё влияние на тюнер, вот оказия... Короче, выдоховый язычок не полностью заткнутый, вносит диссонанс. Я заклеил выдоховый язычок и начал экспериментировать. Сразу чистая нота, только за счёт губ и языка. Потом понизил гэп на первой, чтобы он не диссонировал, но и не затыкался наружу и вроде как ок. У меня вывод получился такой, что очень важно наглухо заткнуть выдоховый язычок, а потом бенди положением почти вертикальным языка до нужного состояния. Но опять же это всё догадки, всё равно он какой-то не быстрый.

    ОтветитьУдалить
  2. http://forum.harmonica.ru/viewtopic.php?f=16&t=128387&p=223261#p223261

    ОтветитьУдалить