среда, 10 марта 2010 г.

Импровизация на губной гармонике. №2. Фразировка.

Прошу обозреть очередной поток мыслей по поводу импровизации. :) На этот раз речь пойдет о построении музыкальных фраз. Всё это собственноглазно прочитано, а кое-что даже проверено на себе.

Первый шаг, как я писал ранее - это изучение необходимых ладов. В настоящий момент более-менее нормально изучать лады мне мешает только недостаточное качество оверблоу. Прежде всего на первом отверстии. Сейчас в небыстром темпе я его беру примерно с вероятностью 0.7. Что, конечно, же неплохо, но пока сильно мало. Кроме того, окончательно было выяснено, что с оверблоу на 4, 5, 6 у меня трудности в темпах около 150 bpm, если играть эти ноты как четвертые. Все эти трудности я пока стараюсь победить, но тренировки по импровизации не забрасываю, а просто продолжаю их с использованием блюзового и миксолидийского лада в G.

Дело в том, что этот лад и так уже довольно долго использовался мной во всяких разучиваемых блюзах. Логично попробовать импровизацию именно в этом ладу, а потом, после подтягивания передувов до нужного уровня, перейти к остальному. К тому же по большому счету весь блюзовый квадрат можно строить именно только на этом ладе. Кстати, я не случайно говорю о нем в единственном числе. Мне кажется (а при этом я где-то и встречал такое мнение), что обыгрывать аккорд G7 надо исключительно миксолидийским ладом, но с добавленными пониженными ступенями: третьей и пятой. Мыслить импровизацию в блюзе только рамках блюзовой гаммы - это очень бедно. Скорее надо считать, что есть обычный миксолидийский лад + блюзовые ноты, которые и создают блюз. В общем, это звучит несколько затеоретизированно и абстрактно, но суть в том, что в блюзе во второй позиции можно играть +2, -3, +5, -6 (третью октаву я не беру, поскольку пока ей не занимаюсь сам), и ничего страшного не будет. Надо только уметь играть эти ноты вовремя (что, конечно, самое сложное). :)

Лад я изучаю через игру его вверх/вниз, игру аккордовых нот с последующей игрой лада и наоборот, с различными секвенциями. Об этом я писал ранее, да можно еще посмотреть и дополнительную литературу. Еще особый момент - упражнения на опевание различных ступеней лада. Полагаю, что достаточно хотя бы звуков аккорда. Все это тоже можно делать в виде секвенции. Кажется, в книжке Осейчука по импровизации на саксофоне я это видел. Но сейчас точно не помню, так как тогда я еще и не знал, что такое опевание ступеней. Как я понимаю, делается это все для различных целей. Во-первых, изучается аппликатура, т. е. со временем руки, рот, язык и пр. будут делать все автоматически, находясь в пределах лада. При этом, конечно, должно запоминаться устройство самого лада. Еще важный момент - запоминание звучания нот, интервалов между нотами.

Ну и потом надо учиться строить сами фразы. В рамках блюза, думаю, можно ограничиться книжкой Д. Барретта. Он там разбирает структуру блюзового квадрата, типы фраз и как все это соединять. Желающим чего-то большего могу порекомендовать курсы сольфеджио, а затем гармонии. Но тут мы будем пока оставаться в рамках построений Барретта. Так вот, как я и написал, фразы надо учиться строить. Положим мы хотим уметь играть однотактовые, двухтактовые и четырехтактовые фразы. Удивительная вещь, но во всех самоучителях и прочей попсовой литературе, что я читал очень мало внимания уделяется ритму. Однако, это, наверное, второй по важности момент после знания самого лада. Если послушать многие великие соло, то можно увидеть, что нот-то там не так уж и много, но благодаря ритму они и есть великие.

Если не изучать различные ритмические рисунки, то вся импровизация превращается в невнятное бурчание. Для себя я решаю эту задачу несколькими способами. Во-первых, это уроки сольфеджио, где пока идут довольно простые ритмы в простых размерах, тем не менее это как минимум развивает чувство ритма. Во-вторых, это прослушивание блюзовых и джазовых произведений, запоминание ритмов при разучивании каких-то вещей. Даже если вы специально ничего не учите, все равно при наличии небольшого навыка не так уж трудно по памяти воспроизвести где-то услышанный ритм, а затем использовать его в своей импровизации.

Самая последняя часть - сама импровизация. На мой взгляд она делается как из заранее придуманных фишек, так и из фишек, придумываемых в момент игры. По-видимому, оба этих варианта реальны в любых темпах, хотя, ясно, что быстрых - заранее придуманных фишек будет больше. Но в любом случае все надо придумывать самому. Мне не нравится дурацкая практика воровства ликов у других известных гармонистов. Но из этих ликов можно взять идею и попытаться сделать на ее основе что-то свое. В известной мере это не касается тернараундов, т. к. сыграть в конце квадрата -2 -2'' -1 -1 - это уже почти обряд. :) Но! Но заканчивать так каждый квадрат не надо, у современных блюзменов куча всяких разных интересных каденций.

Ну, с этим более менее ясно. Можно напридумывать себе интересных ликов и каденций и выучить, а что делать с импровизацией на лету? (Кстати, на самом-то деле, фиг его знает, как все это придумывать. Это я к тому, что это тоже надо уметь - само собой ничего не придумывается.) Ответ на этот вопрос я впервые увидел только у Аберсольда, хотя ничего сверхсекретного тут нет. Дело в том, что надо просто петь фразу, а затем играть то же самое на инструменте. Причем не просто петь, а петь в том ладу, который мы хотим использовать для обыгрывания аккорда. Все это означает: привет, уроки сольфеджио. :) Мне-то легко так говорить, поскольку я этим занимаюсь и есть вероятность, что достигну нормального уровня. Но вот как быть тем, кто не занимается этим, я не знаю. Положим, если вы не знаете разницы между большой и малой терцией, не можете узнать тот или иной интервал в пропетой вами же фразе, то ничего путного не выйдет. Наверное, остается тогда только рифовая импровизация, что менее круто, но все равно тоже неплохо. То же самое касается и сочинения фраз: не надо брать инструмент и дышать в разные дырки в попытках поймать красивую мелодию, ее надо придумать в голове, перевести в ноты или в интервалы (опять же в голове), а затем только сыграть на гармонике.

Я не говорю, что у меня сейчас это получается идеально, но по крайней мере как-то процесс идет. Сейчас я каждый день минут по двадцать трачу на это упражнение, т. е. придумываю фразу, пропеваю ее и подбираю на гармонике. В итоге надо научиться это делать молниеносно. Следующий момент - это связывание различных фраз в квадрате. Об этом у Барретта, но все-таки его схема довольно формальна. Квадрат должен быть не схемой с накинутыми на нее ликами, а целой музыкальной частью. Собственно, сам Барретт тоже дает кое-какие пояснения на эту тему. На этом пока заканчиваю, так как дальше нужны уже примеры, но специально записывать мне их не хочется. Хочется еще немного позаниматься по этому плану, а потом на конкретной блюзовой теме показать свое продвижение в импровизации. Думаю, что сборники playalongs С. Бейкера идеальны для этого.

Вот еще что. Тут совершенно не рассказано о такой важной штуке, как динамика, штрихи, акценты и пр. Об этом можно почитать где-нибудь еще. :) Кое-что по этой теме рассказывал Борис Плотников на своем прошлогоднем семинаре в Петрограде.

ЗЫ. Влом записывать семплы от комбика, так как не могу найти нормальный микрофон, чтобы снять звук. Да и просто неохота тоже, так как учусь и играю. :) Но, наверное, все же запишу как-нибудь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий