Итак, после долгого перерыва возобновляю публикацию заметок по классической гармонии. На настоящий момент я уже изучил примерно половину первой части "бригадного" учебника. При удачном стечении обстоятельств, может, к концу мая дойду до второй части... Ладно, теперь про бас.
На самом-то деле эта задача очень похожа на задачу, которую приходится решать при импровизации. Только вместо готовых аккордов тут имеется только бас, который надо гармонизировать. До сих пор - только трезвучиями на главных ступенях лада.
Конечно, наличие баса при этом сразу же определяет, необходимо ли использовать трезвучие на субдоминанте, доминанте или тонике, но основная фишка - как вы будете строить мелодию и как будете соединять эти аккорды. Конечно, у нас для переходов T-D (D-T) и T-S (S-D) можно использовать гармоническое соединение. Но если вы будете использовать только его, то рискуете получить неинтересную мелодию. Необходимо также использовать и мелодическое соединение в данных случаях.
Интересный момент - если бас повторяется, или выдерживается какое-то более длительное время (например, четверть или даже целая нота при размере 4/4), или делает скачок на октаву, то вы можете очень круто использовать перемещение аккорда. Только не надо этим злоупотреблять, например, делая перемещения аккорда, разбив четверть-ноту баса на триоль. :) Вообще, это такое общее интуитивное правило: если у вас гармония (т. е. аккорды, бас) "топчется" на месте, то активнее развивайте мелодию, если же у вас идет активное изменение гармонии, то мелодия при этом может быть и поспокойнее. Другой важный момент: довольно часто плохо звучит, если все четыре голоса идут в одну сторону - старайтесь этого избегать (хотя с другой стороны эксперименты никто не запрещает и всегда можно на фортепиано послушать, как это будет звучать).
Но это общие советы, построение мелодии всецело зависит от условий задачи и вашего опыта в данном процессе и воображения.
Ниже идут сканы решенных заданий. Первое задание относится к предыдущей теме. Последние два задания на втором скане относятся к следующей теме про скачки терций. Как обычно, в нотах есть небольшие ошибки, они там исправлены, но иногда довольно неряшливо. Думаю, это не очень важно, так как ошибки касались в основном того, что где-то я забыл диез или бекар указать при гармонизации минора, где-то пропустил какую-то ступень аккорда и пр. При желании проверить свою гармонизацию или разобрать эти примеры и при должном уровне знаний и внимательности (которой, правда, мне иногда не хватало :)) проблем быть не должно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий