понедельник, 3 января 2011 г.

Как начать играть джаз. Мой опыт


Собственно, я хочу рассказать, как я работаю над джазовыми темами, а заодно, может быть, кто-то еще поделится своим опытом. На самом деле все это относится не только к джазу, но и к другим стилям тоже. Если кто-то может поделиться своим опытом или что-то покритиковать, то пишите. На абсолютную истину я не претендую, учитывая, что весь мой опыт сейчас укладывается в несколько месяцев...



1) Как в любой музыке первое, что надо делать, - это слушать много джаза. Почти подсознательно запоминаются особенности фразировки, ритмические фразы и прочие приемы. Потом, когда играешь и импровизируешь, все это иногда неожиданно вспоминается. Наверное, я сейчас процентов на 50 слушаю джаз, а все остальное блюз и разная этническая музыка...


2) Если играю какой-то джазовый стандарт, то стараюсь найти на ютубе разные варианты исполнения, затем, конечно, слушаю все это.


3) Далее делаю анализ гармонии. Наверное, знать гармонию - это не обязательная вещь, но, имхо, это реально помогает. Во-первых, не мешает погуглить и посмотреть, что другие люди пишут. Например, вот весьма интересная ссылка про "How high the moon": http://www.jazzstandards.com/compositions-0/howhighthemoon.htm. Тому, кто сам пока не видит или мало понимает джазовые формы, может чуть-чуть помочь раздел "Musical analysis of “How High the Moon”". В любом случае важно понимать, что все эти последовательности аккордов возникают не абы как, что могут быть модуляции в другие тональности, надо это видеть. Затем сижу и слушаю минус, добытый где-то или сгенерированный в Band-in-a-box, попутно рассматривая последовательность аккордов. Делается это, чтобы на слух лучше воспринимать смену аккордов. В общем, тут примерно как и в блюзе, только последовательности аккордов могут быть немного чудливее. :)


4) Исходя из мелодии и гармонии, выбираю ключ гармоники (на самом деле и строй надо выбирать, но я пока все играю на рихтере). Имхо, особенности мелодии практически не влияют на выбор ключа, а гармония влияет сильно. Каждому аккорду соответствует один или несколько ладов, которым его можно обыгрывать. Лады строятся в каких-то гармошечных позициях. На мой взгляд самые простые позиции - это 12, 1, 2 и 3. На них довольно просто строить и мажорные и минорные лады. Исходя из этого, я стараюсь, чтобы эти позиции максимально часто использовались. Например, если у нас есть типичная для джаза последовательность Cm - F7 - Bb (IIm - V7 - I), то очень удобно играть на Cm в третьей позиции, на F7 - во второй, на Bb - в первой. При этом ноты используются одни и те же, аппликатура одна и та же, меняются лишь опорные ноты (которые входят в аккорд) и иногда функциональное значение нот (например, для F7 нота F будет примой, а для Bb - квинтой - соответственно, смысл эти ноты будут нести разный). Можно считать, что на Cm мы играем в дорийском миноре в третьей позиции, на F7 - в миксолидийском и блюзовом ладе во второй позиции, на Bb - в натуральном мажоре в первой позиции.

Очевидно, что при этой смене тональностей тоники сменяются по квинтовому кругу в обратном порядке. В джазе это вообще широко используемый прием. Учитывая, что позиции на рихтеровской гармонике тоже сменяются согласно квинтовому кругу, это может давать некоторые преимущества. Например, как я выше написал. Другой пример - часть B из того же How high the moon: GMaj7 - Gm7 - C7 - FMaj7 - Fm7 - Bb7. Если это играть на гармонике в ключе C, то получается вот что (довольно примерно, но логика, наверное, ясна). GMaj7 играем во второй позиции в мажоре (или блюзовый лад), Gm - вторая позиция в миноре, т. е. вместо -3 играем -3' (или опять блюзовый лад), C7 - первая позиция, миксолидийский лад, то есть как обычный мажор в первой позиции, но вместо -3 опять играем -3'. FMaj7 и Fm - аналогично, как и для GMaj7 и Gm7 (но 12-я позиция). Для FMaj7 опять остается -3' вместо -3. Для Fm кроме этого еще добавляется -3''' вместо -3'' и передув на 1 и 4. Bb7 в этом случае - одиннадцатая позиция, тоника на -3'. Довольно жестоко, конечно, но все же можно привыкнуть, особенно учитывая, что по сравнению с Fm нет никакой разницы в аппликатуре.

В итоге, кто осилил, может видеть, что на самом деле рихтеровский строй не так уж жесток, хотя и суров. :) Грубо говоря, все это можно мыслить так, что мы имеем некую "базовую" аппликатуру (в примере выше - это первая позиция в мажоре), а затем по мере движения аккордов эта аппликатура потихоньку изменяется: где-то бенд добавился, в худшем случае - два, или бенд и овер и т. д. Но вместе с тем у ладов соседствующих аккордов обычно оказывается куча общих нот (и следовательно, почти похожая аппликатура, что не может не радовать).

Поэтому и ключ выбирается с тем расчетом, чтобы аппликатуры ладов для большинства аккордов оказывались максимально простыми, чтобы изменения в ладах накапливались постепенно. Конечно, за исключением резких модуляций в другую тональность.

Иногда, конечно, бывает довольно жестко, когда часть A играется, например, в Ab мажоре, а часть B - в G мажоре, то есть на полтона ниже. При этом выгода в выборе ключа для части A может обернуться кошмаром в части B и наоборот. В таком случае надо просто хорошо играть во всех позициях, или успевать менять гармоники или взять хроматику (что опять же заставляет хорошо играть во всех позициях, но уже на хроматике).


5) Пробую играть мелодию в небыстром темпе. Если нет минуса в нужном темпе, то на помощь приходит Band in a box. Самое главное - не лажать в ритме. Когда с этим нет проблем, то вторая по важности задача - не лажать с тоном. То есть все бенды, овербенды и обычные ноты должны звучать красиво. Сюда же относится и использование различных эффектов как вибрато,  октавы, форшлаги, ва-ва и пр.


6) Разучивание ладов. Просто играю и одновременно слушаю все лады, которые используются при импровизации. Обычно в пределах как минимум двух октав гармоники, в лучшем случае - трех октав. Затем играются арпеджио аккорда, которому соответствует лад. Потом все это можно комбинироваться: играть вверх весь лад, а вниз - арпеджио, и наоброт. Затем можно двигаться вверх и вниз по ладу терциями, квартами и квинтами. Очень полезное упражнение. Еще есть упражнения на опевание ключевых нот аккорда и пр. Все это можно поискать в разных книжках. Все это делать надо достаточно долго, по крайней мере пока не будет даваться легко конструирование фраз в каждом ладу.


7) Затем очень полезно вернуться в пункт 2 и повнимательнее поразбираться с тем, как играют тему и импровизируют. То есть надо снимать ритмические фразы и вообще музыкальные фразы в целом, отдавая себе отчет в том, на каких аккордах они строятся. Обычно в этом смысле трубачи к нам более дружественны, так как саксофонисты иногда играют просто дьявольски быстро. В общем, тут надо еще руководствоваться тем, что ты сам можешь сыграть, а что нет.
Так же можно и нужно подглядывать за тем, как соединяются между собой фразы, как изменяется динамика и пр. После этого можно включить минус и пытаться пробубнить себе под нос ритмическую импровизацию в стиле "та-тааааа............та-та-да-таааа....ти-ти-ти-ди". :) Конечно, заранее можно чуть-чуть и подумать, где будет "та-таааа", а где "ти-ти-ти-ди".


8) После этого я, отчасти позабыв все выше изученное, пытаюсь играть тему с импровизацией, несколько раз, в небыстром темпе. При этом, обычно, сначала выходит довольно хреновато, а потом чуть получше. :) Может, все это и фигня, но мне такой подход помогает находить новые идеи в соло. В конечно счете работает все это так, что сначала в голове возникает какая-то музыкальная фраза, а затем каким-то образом руки с гармоникой начинают двигаться, происходят вдохи и выдохи, и звучит эта фраза или что-то похожее. Наверное, все это - результат работы с ладами, изучения чужих ликов, ритмических фраз, конструирования фраз в различных ладах и позициях. В итоге при импровизации все это соединяется вместе.

Конечно, иногда может получиться красиво, а иногда фигня. Поэтому после нескольких попыток я откладываю минус в сторону и начинаю вспоминать, что же хорошего смог сыграть. Иногда фразу можно сразу взять, иногда приходится исправлять ритм, иногда придумывать продолжение и пр. В общем, это этап отшлифовки фраз для соло. Обычно самое главное - придумать первые несколько тактов хоруса, обычно они и получаются самые устойчивые, затем  рассматриваются разные варианты продолжения, а потом варианты продолжения с учетом предыдущего продолжения и так до конца хоруса. Какие-то фразы практически с необходимостью получаются заученными, а какие-то запоминаются примерно, или в виде альтернатив. То есть в итоге создается скелет для импровизации. Но даже, если какая-то фраза была в категории "заученных", это все равно не значит, что она будет сыграна именно в этом виде, так как организм всегда тянет к спонтанным изменениям в соло. :)

После придумывания фраз играю тему и импровизирую в удобном темпе. В процессе этого надо обращать внимание на удачные/неудачные фразы, на ошибки, которые надо устранить и т. д. А когда результат будет приемлемый надо потихоньку увеличивать темп. Как только что-то не получается, темп опять уменьшается.


9) Особое внимание - композиции соло. То есть в соло напряжение сначала нарастает, потом спадает, потом опять нарастает, потом спадает (хотя это довольно упрощенная трактовка)... Все это можно почитать в книжках и самому услышать в соло музыкантов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий