суббота, 2 января 2010 г.

Гармонисты-самоучки, музыкальный слух, теория музыки и разные подходы к обучению

Мой небольшой опыт игры на гармонике говорит мне, что со слухом у начинающих гармонистов обычно "полный абзац". Т. е. не в сказке сказать, не пером описать - слуха нет как такового, или же нет желания им пользоваться. Бывает, конечно, и не так, но тяжелых случаев все-таки больше.



В чем все это проявляется? В том, что человек не может подобрать мелодию, не может определить тональность пьесы, не может понять, что играет не в той тональности, табы исполняются бездумно и т. п. Этому вообще-то есть вполне разумное объяснение. Подавляющее большинство людей, берущих в руки гармонику, вообще ранее никак не соприкасались с музыкой. Но диатоническая гармоника, которую и мучает это большинство, - очень сложный инструмент (хотя на первый взгляд кажется игрушечной фигней, на которой учиться - максимум неделя). После разборок со вторым отверстием, после более-менее нормального попадания в отдельные отверстия наступает первая эйфория. Ну как же, дескать, могу сыграть "Два веселых гуся" и "Сюзанну" - круто! :) При этом человеческого индивида захватывает сам процесс создания музыки, а не сама эта музыка (разве кто-то всерьез будет в плеере слушать "Два веселых гуся"?!). Т. е. протогармонист уже доволен тем, что он за пару недель научился издавать на гармонике не самые ужасные звуки. Вторая эйфория наступает после того, как начали получаться бенды, которые долго и упорно тренируются в ущерб окружающим.

А потом наступает домашнее задание на harmonica.ru, новичек долго и упорно тренирует мелодию, старается не накосячить с ритмом, старается, чтобы бенды звучали не очень жутко, в итоге записывает и выкладывает свою запись. А потом наступает ужас: приходит добрый Леонид Витальевич (LeVitaN) и с радостью объявляет, что новичек сыграл жуть, т. к. играл не в той тональности, в которой была записана минусовка. Все это, граждане, - последствия тех двух эйфорий, использование табов, а также отсутствие разумного подхода к обучению. После такого опыта большинство начинает уже задумываться о позициях на гармонике, тональностях, мажоре, миноре и пр. вещах. Но можно о них начать задумывать и сразу, не делая таких ошибок. К слову, я в этом смысле не положительный пример, т. к. один раз налажал с тональностью. Но расстраиваться особо не стоит. Преподаватель по сольфеджио рассказывала мне, что были в ее практике вокалисты, которые совершенно не слышали тональности мелодии и пели, как им хочется. Короче, важно осознать проблему и как-то ее решать потом.

Во-первых, надо понять, что есть такие понятия, как тональность и лад, что табы - это не просто цифры, а упрощенное обозначение нот (без указания длительности, да и без указания нот вообще). Надо пойти на сайт www.7not.ru и почитать там элементарную теорию музыки. Быть может, даже придется перечитать несколько раз. Но материала там не так уж много, достаточно месяца, чтобы ясно представлять себе самые необходимые для игры основы.

Во-вторых, надо развивать слух. Для этого есть масса способов. Наверное, самый надежный - найти преподавателя сольфеджио (если вы, конечно, всерьез хотите научиться хорошо играть на гармонике). Делается это следующим образом: надо обзвонить/обойти имеющиеся в городе музыкальные школы (если их нет совсем, то этот вариант, конечно, отпадает полностью), поговорить с директором/завучом и т. п., изложить свои проблемы. Практически наверняка найдутся преподаватели, которые за небольшое вознаграждение согласны будут вас учить. В итоге, если все сложится хорошо, вы научитесь правильно определять ритм мелодии, угадывать аккорды и мелодические гармонически интервалы, сходу определять тональность произведения, налету "снимать" мелодии.

Все это очень нужно в блюзовой и джазовой импровизации. При этом, даже если не достигнуть всех высот, то учеба поможет в разборе композиций, которые хочется сыграть самому. Гармошечного блюза существует просто масса, в нотах записана лишь малая часть. Поэтому умение быстро и легко подбирать мелодию очень важно. Задумайтесь: можно клянчить табы на форуме, а можно самому за полчаса все подобрать. Во втором случае более вероятно, что вы по прошествии какого-то времени все-таки получите ноты/табы.

Другой способ развития слуха - это программа EarMaster и ей подобные, а также самостоятельный подбор понравившихся мелодий. Все отговорки про наступившего на ухо медведя и про отсутствие слуха только для лентяев, которым ничего не светит в музыке. За исключением, конечно, людей с реальными физическими недостатками. Но в этом случае тоже стоит задуматься, стоит ли выбирать себе такое хобби. Повторюсь, слух важен так же, как и умение попадать в одно отверстие или делать бенд. И даже, наверное, важнее, потому что требует больше времени на развитие. Так вот, надо найти EarMaster и заниматься по предложенным там упражнениям. Рано или поздно наступит эффект. Для подбора мелодий рекомендую программу Transcribe, в которой можно замедлить аудиофайл, удобно расставлять маркеры по мелодии, транспонировать ее и пр. полезные штуки. Но лучше всего совмещать посещение преподавателя с работой в EarMaster и подбором мелодий. По своим личным ощущениям могу сказать, что полгода назад, я значительно хуже подбирал мелодии, чем сейчас.

Был затронут вопрос о просьбах табов на форуме. Мое мнение: просить какие бы-то ни было табы на форуме категорически нельзя. Ни к коем случае. Даже если очень хочется сыграть мелодию, а неизвестно как ее играть. Поведения халявщика не прощается музыкой. Гораздо полезнее в плане учебы самому найти ноты в интернете, или найти миди-файл и сгенерировать ноты. Всего этого может и не быть в сети. Тогда надо сесть и подобрать мелодию. Все это - очень полезно. В табах написанных на форуме для вас никакой пользы нет, в крайнем случае - очень мало пользы, хотя может казаться совершенно иначе. Если уж так вышло, что табы были спрошены и написаны, или были давно написаны кем-то, то воспрользоваться ими в принципе можно. Но при этом надо постараться внимательно проработать эти табы, понять, нет ли ошибок, разобраться с длительностями. В общем, из чужих табов, конечно, можно извлечь пользу, но не надо их постоянно вытягивать из людей. Лучше работать самому. При этом можно и нужно спрашивать на форуме про какие-то трудные места в подборе, задавать вопросы по используемым в пьесе гармошечным эффектам, можно даже попросить проверить подобранную мелодию и т. д.

В итоге мысль очень проста. Научились попадать в одиночные отверстия, научились делать первые бенды - сходите на www.7not.ru и прочтите элементарную теорию музыки. После этого найдите учебники/справочники по элементарной теории музыки Способина, Фридкина или других авторов (все можно найти в интернете) и неспеша читайте их. Хотя зацикливаться на этих справочниках тоже не стоит. Также стоит установить программу EarMaster, заниматься по ней, подбирать блюзовые и неблюзовые пьесы, в которых гармошка звучит отчетливо, и по возможности ходить к преподавателю сольфеджио.

Конечно, все выше написанное не претендует на полноту изложения вопроса. Я всего лишь поднял несколько вопросов, которые реально существуют и с которыми сталкиваются многие новички и предложил способ их решения. Касательно необходимости полного изучения элементарной теории музыки можно еще спорить, кому-то все это в полном объеме может и не понадобиться, но относительно необходимости развития слуха и самостоятельного подбора мелодий спросить точно нельзя. Этим должен заниматься каждый, кто хочет сыграть на гармонике нечто больше, чем "Ah, mein lieber Augustin".

8 комментариев:

  1. "А потом наступает ужас: приходит добрый Леонид Витальевич (LeVitaN) и с радостью объявляет, что новичек сыграл жуть, т. к. играл не в той тональности, в которой была записана минусовка."

    браво:)))

    -Jim

    ОтветитьУдалить
  2. Мысли то правильные , но вот изложение...

    -землемер

    ОтветитьУдалить
  3. Jim, спасибо, старался.

    Землемер, изложение соответствует фактору блоговости. Вот, если бы надо было написать серьезную статью по данному вопросу, то я бы сделал сначала содержание, потом после написания статьи перечитал бы ее пару раз и только потом опубликовал. А так: раз - задумался, два - почесал голову, три - написал текст, четыре - отправил, и готово! :)

    Но если мысли правильные вообще, то ничто же не мешает их поправить, разбавить другими мыслями нашего сообщества и вывесить на сайте в виде статьи. Если кто-то захочет, то я не против буду.

    ОтветитьУдалить
  4. в принципе я к этому же и прихожу. начал сам развивать слух и изучать нотную грамоту. так что абсолютно со всем согласен.

    ОтветитьУдалить
  5. Так- так.... Продолжайте, Гражданин... Весьма интересно!

    ОтветитьУдалить
  6. не уверен что можно обвинить в лени тех, которые пытаются разучить мелодию по табам - хотя труд конечно сизифов. не вижу кстати принципиальной разницы между табулатурой и нотами - одно и то же записано разными способами. ну а что касается слуха лучше его всетаки иметь, и тут природная предрасположенность не последнее дело

    ОтветитьУдалить
  7. Если знаешь мелодию, что разучить по табам в принципе не так уж сложно. Особенно, если сам писал табы.

    Что касается слуха, то тема это довольно темная. "Почему-то" так оказывается, что многим проще считать, что у них его нет, чем заниматься упражнениями. Конечно, ведь если принять за основу, что слух просто не развит, так это ж сколько заниматься придется, легче попросить табы...

    ОтветитьУдалить