четверг, 21 января 2010 г.

О блюзе, хроматизмах и использовании овербендов

Есть мнение, что овербенды на диатонике нужны лишь джазовым исполнителям, а исполнителям классического блюза и того, что находится рядом с ним, совсем не нужны эти дополнительные несколько нот... В общем-то, мнение отчасти верное. Но лишь отчасти.

История была такая. В рамках "внеклассной работы" по творчеству Адама Гассова (которая скорее всего не будет иметь популярность, но хотя бы я для сейчас что-то выучил :)) я снимал партию гармошки в их песне "Sweet Home Chicago" с диска "Harlem blues". Точнее даже уже и снял, если не поленюсь, то в ближайшее время отсканирую табо-ноты и выложу тут (понятия не имею, кому это может пригодиться, но с другой стороны, может, и пригодится).

И все шло нормально до предпоследнего квадрата, где Гассов в своем соло неожиданно использовал оверблоу на 5 и 6. Вот вам и "чикага", в которой типа не нужны овербенды. Речь, конечно, не о том, нужны или нет на самом деле (можно ведь было в принципе без них сыграть), а о том, что с этими овербендами делать, т. к. для меня не стоит вопрос осваивать их или нет - все уже освоено более-менее.

Итак, теоретически оверблоу на 4, 5 и 6 отверстиях дают нам полную хроматическую гамму во второй октаве. Оверблоу на 1 отверстии - это тоже хорошо, но я до сих пор не умею извлекать его контролированно, т. е. стабильно, с нужным питчем и быстро, без задержки. Но, без него как-нибудь можно обойтись в блюзе (в джазе - ни фига не обойдешься :(). Еще у нас есть овердро на верхних отверстиях. В принципе они тоже дают важные ноты, делают доступной блюзовую гамму  в третьей октаве, но я их пока активно не использую, поэтому писать об этом сегодня не буду.

Но это все в теории. Как реально могут быть полезны оверблоу?

Во-первых, они дают весьма важные ноты для блюзового лада в различных тональностях. Самые важный оверблоу - на 6 отверстии. На гармонике в ключе C это будет Bb, аналогичная той Bb, которая получается при полутоновом бенде на 3 отверстии, т. е. офигенно важная для нас блюзовая терция для тональности G (чем она важна не буду тут рассказывать, кто в теме - и так знает). Оверблоу на 4 - это Eb. А это уже будет блюзовая терция для тональности C. Т. е. лики с этим оверблоу можно запросто применять на аккордах C блюзовой прогрессии. Оверблоу на 5 - это F#, т. е. терция миксолидийского лада в тональности D, не такая важная, но тоже полезная нота. Если названия всех этих терминов, ладов и пр. неизвестны, то ничего страшного: вся мораль в том, что оверблоу можно эффективно использовать при игре блюза. Особенно это касается 6 отверстия. Т. е. снимаем лики у мастеров, придумываем сами и играем. :)

Во-вторых, оверблоу нам нужны, чтобы сыграть хроматическую гамму. Конечно, не всю, а отдельные ее куски. Особенность этих кусков состоит в их некоторой атональности. Т. е. это такие фразы, в которых расстояние между соседними нотами составляет полтона, и тяготения к устойчивым ступеням лада становится как бы меньше. Короче, я не знаю, как это грамотно выразить, но могу показать примеры. Не скажу, что я сам до этого додумался. В одном из подкастов Леонид из Лондона рассказал про эти хроматические ходы и дал пример фразы от Ховарда Леви. Играется это так (оверблоу обозначен звездочкой):
1 -1' -1 1* | 2 -2'' -2' -2 | -2 -2' -2'' 2 1* -1 -1' 1 ||
Ритм у фраз при движении вверх и вниз разный: первые две фразы идут по 1 такту каждая, а все движение назад занимает 1 такт (по крайней мере я так понял). Что тут было? Всего лишь кусок хроматической гаммы от C до G и обратно. Из-за одинаковых интервалов между нотами данную фразу можно вставить практически куда угодно за исключением, наверное, тернэраунда. В качестве вступления, вообще смотрится неплохо... Но тут оверблоу на 1 отверстии, который не всем по подходит. Поэтому даю другие примеры из выше указанной песни Гассова. Вот этот предпоследний квадрат из "Sweet Home Chicago" (дано приблизительное разбиение фраз на такты):
-3 4 -(3 4)' -(4 5) | 5 -5 5* 6   | -4 4 -4 -4' 4 -3 -3''-3''           | -2'' -2'' -2                    |
5 -5 5* 6              | 6 -6' -6 6* | -4 -4 -4' 4 -3' -2                   | -(3 4) -(3 4)                 |    
-4 -4 -4 -4' -4      | (1 4)          | -4 4 -4 -4' 4 -3  -(3 4) -(3 4) | -4 5 -4 -4 4 -3' -3'' -3 ||
Невооруженным глазом видны хроматические ходы вокруг 3, 4, 5 и 6 отверстий, которые оформлены в виде секвенции. Ну и вообще тут масса полутоновых переходов вокруг 4 и 5 отверстий, топтания на 4 отверстии и пр.

Вообще это позитивный пример. Фраза -3 4 -4' -4, разбавленная даблстопом или без него, - это просто кусок блюзовой гаммы во второй позиции. А теперь берем и транспонируем все это на несколько полутонов вверх - получаем еще фразу. Транспонируем еще раз - получаем третью фразу. И т. д. пока не закончится гармошка. :) В итоге все эти фразы можно играть или как отдельные лики, или увязывать в секвенции как тут. Лично для меня основной вывод в этом и состоит, что все снятые или придуманные лики стоит прорабатывать по возможности сразу в нескольких тональностях.

PS. Это все, конечно, не истина в последней инстанции, а просто некоторые замечания вокруг услышанной/прочитанной информации об овербендах в блюзе. Но одно можно сказать точно: многие отличные харперы их используют, а значит, и нам можно пробовать. :)

2 комментария:

  1. Очень познавательно, отлично пишешь! Сегодня поразбираю.

    Освоился с оверами, тоже самое с первой, но по теории далеко до тебя=) Когда SP20 гармошку по Jim's True Harmonic переделал, тут и открылись глаза, что табы это сложнее на самом деле. (Это я тоже про разные тональности) Как раз взял Hava Nagila в нотах и получилось гораздо проще на разных гармошках играть. Потому как сразу получаю дырки в которые дуть в нужной тональности, а если табами записано, то сначала ищу ноты в исходной тональности, а потом под них уже определяю дырки в нужной, получается лишний ход.
    Если это делать в Harping, то это так же просто транспонировать, но хотелось бы в голове уметь крутить, до этого вообще далеко=(

    ОтветитьУдалить
  2. Мысли верные.

    По поводу овербенда на 1 могу сказать, что реально-то в нем нет ничего сложного. Просто он несколько труден... Чтобы его играть надо специально его тренировать, искать свой кастомайзинг, который даст возможность его играть. Может, я даже уже и правильно делаю кастомайзинг, но пока лень с ним возиться, т. к. есть другие более важные задачи.

    Табы, конечно, маст дай. Реально надо уметь делать две вещи: 1) уметь играть на гармонике в C по нотам, 2) уметь на лету транспонировать ноты в ту тональность, в которой удобнее играть на C гармонике. Первое я уже умею делать на среднем уровне, ну а транспонирование на лету только осваиваю в рамках уроков сольфеджио. Ну, и при этом есть некоторые трудности по поводу интегрирования нот в web, по крайней мере я не видел такого инструмента, хотя специально и не искал. Так что некоторое право на существование табы имеют.

    С True Harmonic вообще разговор особый. Я не могу в нашей деревне купить даже Silver Star, чтобы потренироваться на нем в перестройке гармошки. :) А попробовать-то охота...

    ОтветитьУдалить